Принимались ли поправки в закон “О КС” по наводке бывших властей? Кто будет выдвигать кандидатов в члены Конституционного суда? Почему парламент отменил собственное решение? Будет ли создана следственная комиссия по изучению действий властей в период ЧП? Почему президент решил откреститься от всего, что связано с конституционными реформами? Что еще предпримет оппозиция?
ИАЦ VERELQ представляет наиболее яркие эпизоды работы парламента за неделю.
В гордом одиночестве
Парламентское большинство решило “добить” конституционные реформы в гордом одиночестве. Прошедшее в начале недели внеочередное заседание правящий блок “Мой шаг” вновь провел в гордом одиночестве, что неудивительно, ведь включенные в повестку дня оба вопроса были связаны с принятыми 22 июня конституционными поправками. Предстояло привести в соответствие с обновленной конституцией законы “О Конституционном суде” и к закону “Об обеспечении деятельности, обслуживании и социальных гарантиях должностных лиц”, а также отменить решение об организации референдума по конституционным реформам.
Как и в случае с рассмотрением самой реформы, так и сейчас правящий блок сам инициировал созыв внеочередного заседания. Авторами законодательных поправок и содокладчиком от профильной комиссии также были представители правящего блока. “Мой шаг” в одиночку и без каких-либо проблем принял все необходимые реформы. Реформы были рассмотрены во втором и окончательном чтении так быстро, что главе фракции Лилит Макунц даже пришлось попросить 20-минутный перерыв, чтобы все представители блока собрались и обеспечили необходимое для принятия количество голосов. С голосованием проблем не возникло, 80 депутатов выступили “за”, лишь независимый депутат Арман Бабаджанян как в первом, так и во втором чтении проголосовал против.
Президент окончательно открестился
Не только оппозиция решила “бросить” парламентское большинство на “произвол судьбы”, от конституционных реформ правящего блока поспешил откреститься и сам президент Армении Армен Саркисян.
Ранее представители аппарата президента любезно подсказали парламентариям о необходимости внести поправки в закон “О регламенте НС”. Внесение изменений позволило президенту избежать подписания принятых парламентом конституционных реформ.
На этой неделе президент пошел дальше и решил окончательно “умыть руки”. Как передала пресс-служба президента:
“Президент Армении Армен Саркисян проинформировал спикера Национального Собрания Арарата Мирзояна о том, что закон о внесении поправок в закон «О Конституционном суде» и в смежные законы им не будет подписан”. Таким образом, ответственность вновь ляжет исключительно на правящую силу в лице спикера парламента Арарата Мирзояна. Согласно Конституции, если президент не подписывает или не направляет принятый парламентом закон в КС, спикер НС в пятидневный срок подписывает и обнародует закон.
Что можно в одном случае, нельзя в другом. Президент смог отказаться от подписания вышеуказанного закона, а вот поправки к НК хоть и раскритиковал, однако заявил, что был вынужден подписать.
В связи с этим член оппозиционной фракции «Светлая Армения» Мане Тандилян заподозрила президента Саркисяна в неискренности.
«Если бы он подписал закон всего лишь на один день позже, закон не мог вступить в силу с 1 января 2021 года, к чему так стремилось правительство, инициировав внеочередное заседание НС для принятия этого закона. Между тем даже президент, похоже, не спасает власть: закон пока еще не опубликован в Официальном справочнике, а это значит, что закон, который будет опубликован уже в июле, не может вступить в силу с 1 января 2020 года», — отметила Мане Тандилян на своей страничке в социальной сети Facebook.
Что предполагает реформа?
Пакет поправок в законы “О КС” и “Об обеспечении деятельности, обслуживании и социальных гарантиях должностных лиц” предполагает внесение изменения в последовательность структур, выдвигающих кандидатов на пост члена КС. Так, согласно поправкам, право первого выдвижение кандидата будет предоставлено правительству, затем президенту и уже после этого общему собранию судей.
Основной докладчик Сурен Григорян отметил, что законопроектом также предусмотрено, что “вышеуказанные субъекты не выдвигают кандидатов, если на момент выдвижения в КС уже работают 3 судьи, кандидатуры которых были выдвинуты этой конкретной структурой”.
Он пояснил: “Ч.1 ст.166 Конституции предусматривает, что КС формируется путем выдвижения кандидатур тремя государственными структурами и их избрания Национальным Собранием. Эти три структуры – президент, общий судейский совет и правительство. Из 9 судей КС каждая структура выдвигает по три кандидата. В соответствии с этим порядком уже избрано 2 судьи КС - Арман Диланян, который был выдвинут общим судейским советом и Ваге Григорян, который был выдвинут президентом. Чтобы последовательность сохранилась, мы внесли изменения в последовательность и перенесли правительство вперед”.
Поправками предусмотрено признать потерявшей силу ч.5 ст.17 закона “О Конституционном суде”, предполагающее общее правило при одновременном выдвижении нескольких кандидатур. Также предусмотрено внесение изменений в ст. 88 Конституции, согласно которой судьи, проработавшие в КС более 12 лет, прекращают свои полномочия.
Наводка оппонентов или самостоятельное решение
В то время как оппоненты властей упрекали авторов конституционных поправок в небрежности, представители правящего блока уверяют: Поправки в конституционный закон “О конституционном суде” не могли быть внесены до вступления в силу Конституционной реформы.
По словам соавтора пакета поправок Сурена Григоряна, представленные поправки обсуждались на этапе разработки принятых 22 июня конституционных реформ. Однако, подчеркнул Григорян, они не могли быть представлены до вступления в силу конституционных реформ, поскольку исходят из логики этой реформы.
По его словам, заверения о том, что до принятия поправок к закону “О Конституционном суде”, полномочия членов КС не могли быть прекращены, не соответствуют действительности. Депутат подчеркнул, что прекращение полномочий трех судей КС предусмотрено вступившими в силу конституционными реформами, противоречия с законодательством на вступление в силу реформ никак не отражается.
Это не конец, а, возможно, только начало
Власти вернутся к вопросу КС, но в контексте масштабных конституционных реформ – обещает депутат от фракции “Мой шаг” Сурен Григорян. По его словам, принятые 22 июня конституционные реформы и последовавшие за ними изменения в законодательстве в большей степени решат сформированный вокруг Конституционного суда кризис. Однако не исключено, что для обеспечения полноценной легитимности власти вновь вернутся к вопросу КС, но уже в контексте масштабных конституционных реформ.
Тут к месту напомнить, что Грайр Товмасян вследствие принятия реформы лишился должности главы КС, но продолжит работать в Конституционном суде. Посему если Товмасян в действительности “назначен” главной мишенью власти, то “масштабные” реформы, скорее всего, коснутся и его лично.
Парламент отменил свое решение
Парламент отменил решение о проведении конституционного референдума. За отмену решения депутаты выступили единогласно. 81 депутат проголосовал “за”. По сути, отмена носила лишь формальный характер, поскольку соответствующие поправки к Основному закону были приняты за неделю до этого.
Основной докладчик, член фракции “Мой шаг” Ваагн Овакимян сообщил, что соответствующая поправка к закону “О регламенте НС”, предоставляющая возможность отменять решения парламента, вступила в силу с 25 июня текущего года. Именно по этой причине, продолжил он, вопрос об отмене вышеуказанного решения не был представлен раньше. Представители правящего большинства в очередной раз напомнили, что отмена референдума связана исключительно с пандемией коронавируса и “заботой о здоровье населения”.
Чем занята “униженная и оскорбленная” оппозиция?
«Процветающая Армения», АРФ «Дашнакцутюн» и «Родина» представили в Генпрокуратуру Армении «сообщение о преступлении».
Бывший заместитель руководителя аппарата Национального собрания Армении, а ныне член совета партии «Родина» Арсен Бабаян пояснил, что оппозиция подозревает правящую силу в «узурпации власти и свержение конституционного строя» и ряде других нарушений законодательства.
Между тем, вице-спикер не воспринимает всерьез инициативу трех партий об обращении в генпрокуратуру. “Не вижу в этом ничего сенсационного, тем более, когда сообщение о преступлении представляет человек, который сам проходит по двум уголовным делам”, - заявил он.
Еще одной инициативой на этот раз исключительно парламентской оппозиции стало создание Следственной комиссии для изучения эффективности проведенных Правительством РА и Комендатурой мероприятий по предотвращению распространения коронавируса нового типа (COVID -19), борьбе с этим вирусом, смягчению или устранению последствий эпидемии, а также эффективности и правомерности ограничения прав и основных свобод человека в период чрезвычайного положения.
Инициатива пренадлежит фракциям “Процветающая Армения” и “Светлая Армения”, однако на данном этапе комиссия существует лишь номинально. Проект решения НС, определяющий количество членов комиссии, будет обсуждаться на первом очередном заседании НС в сентябре. Руководитель парламентской фракции "Просвещенная Армения" Эдмон Марукян настаивает, чтобы комиссию возглавлял депутат его фракции Аркадий Хачатрян.
Проблема в том, что хоть комиссия и создана силой закона, однако это не гарантирует, что она будет действовать, в парламенте седьмого созыва уже был сформирован негативный прецедент, когда созданная силой закона следственная комиссия не смогла действовать из-за того, что парламентское большинство провалило принятие проекта решения об определении числа членов комиссии.
Парламент проснулся?!
Представитель Национального собрания Армении в Конституционном суде представил ходатайство КС – с просьбой отсрочить обсуждение назначенного на 7 июля 2020 г. дела, предоставить Национальному Собранию армянские переводы консультативных заключений ЕСПЧ и Венецианской комиссии, а также достаточный срок для ознакомления с этими заключениями.
Отметим, что Конституционный суд 7 июля рассмотрит обращение суда первой инстанции по вопросу о соответствии Основному закону ст.300.1 УК Армении. Суд обратился в КС в рамках дела экс-президента Армении Роберта Кочаряна. С этим же вопросом в КС обратились и представители Роберта Кочаряна, однако впоследствии они отозвали свою заявку.
Нана Ваграмян