Почему Армения отказалась от российского 3% кредита на модернизацию АЭС? Насколько эффективными оказались антикризисные меры правительства? Ожидается ли в Армении голод из-за пандемии? Как повлияет на экономику принятие закона «О конфискации имущества, приобретенного незаконным путем» и почему правительство увеличивает налог на имущество?
В рамках проекта «Горячая линия» на эти и другие вопросы читателей ИАЦ VERELQ ответил глава постоянной комиссии парламента по экономическим вопросам, депутат Бабкен Тунян.
«Процентная ставка – не единственный решающий фактор»
- Почему Армения отказалась от российского 3% кредита на модернизацию АЭС? Правительство заявило, что планирует на более выгодных условиях привлечь средства на внутреннем рынке посредством выпуска ГКО. Но процент по ГКО будет выше 3%. Насколько это целесообразно в нынешних условиях большого дефицита госбюджета и попыток этот дефицит покрыть за счёт привлечения новых иностранных кредитов?
- В Министерстве финансов Армении есть департамент по управлению государственным долгом, где работают профессионалы. С учетом различных факторов они решают, сколько и из каких источников привлекать кредиты. Да, проценты по привлечению внутреннего долга более высоки по сравнению с внешним, но процентная ставка – не единственный решающий фактор. В противном случае, мы должны были вообще отказаться от внутреннего долга и финансировать дефицит лишь за счет внешних источников. Правительство же ведет сбалансированную политику для сохранения разумного удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга в целом. Ответ на Ваш вопрос необходимо искать в этой плоскости.
«При правильной работе членство Армении в ЕАЭС может обеспечить выгоды»
- В свое время будучи журналистом, Вы пытались выяснить, что Армении дало (рост или упадок) членство в ЕАЭС… Один из ваших выводов сводился к тому, что в данном случае выражение «ожидания не оправдались» звучит достаточно мягко. Что скажите сейчас?
- Насколько я поманю, не я пытался оценить выгоды и потери Армении от вступления в ЕАЭС (для такой оценки необходимо провести серьезную аналитическую работу с профессиональной командой), а представил анализ, проведенный по заказу правительства.
Предыдущее правительство заказало одному из местных аналитических центров провести анализ эффективности вступления Армении в ЕАЭС по нескольким направлениям (трансферты, торговля и пр.). Анализ был проведен для полугодичного периода с тем, что в будущем будет заказ на новый анализ для более длительного периода, но этого не было сделано.
Что касается моего личного мнения, то оно не изменилось. Отсутствие границы с ЕАЭС, естественно, ограничивает перспективы использования выгод таможенного союза для Армении. Однако у нас есть нереализованный потенциал и при правильной работе членство Армении в ЕАЭС может обеспечить выгоды, как для самой Армении, так и для остальных членов Союза.
«Это беспрецедентный по своей сути кризис»
- Господин Тунян, меры по нейтрализации последствий пандемии оказались крайне недостаточными для спасения малого и среднего бизнеса в целом, и туризма, в частности. Есть ли у правящей силы конкретные планы по спасению сферы – капитальные, а не косметические, какими они были до сих пор?
- Вы оцениваете антикризисные меры как «крайне недостаточные», а до сих пор выполненные программы по Вашему мнению являются «косметическими».
Это заложенные в вопрос оценки, которых я избегал в период своей журналистской карьеры. Тем не менее, в ответ на Ваш вопрос скажу, что я не согласен с Вашими утверждениями. Как по части малого и среднего бизнеса, так и по части туризма и других пострадавших от пандемии сфер были осуществлены и осуществляются различные мероприятия. Конечно, предпринятые меры не могут быть безупречными, они в процессе корректируются. Это беспрецедентный по своей сути кризис – экономический кризис обусловлен кризисом сферы здравоохранения. Здесь готовых рецептов нет. Так что, с одной стороны необходимы меры по быстрому реагированию, которые были предприняты и продолжают предприниматься, а с другой, направленные на будущее стратегические программы, которые разрабатываются.
Правительство еще два месяца назад заявило, что часть антикризисного пакета, образно говоря, это меры, направленные на погашение «пожара», другая часть – программы развития для более длительной перспективы.
«Проблема была решена в результате обсуждений и микробизнес был включен в программы»
- Вопрос адресую от многих представителей сферы туризма: почему микрокомпании в сфере туризма и их сотрудники лишены возможности воспользоваться 20-ым мероприятием по соцподдержке? Техническая ошибка админов сайта, или помощь не предполагалась?
- Около недели назад, по решению правительства микрокомпаниям и их сотрудникам была предоставлена возможность воспользоваться поддержкой 20-ым мероприятием по социальной поддержке. Это касается не только туризма, а также других сфер, пострадавших от пандемии. С самого начала не включение микробизнеса в 20-ое мероприятие (а до этого в 8-ое мероприятие) по социальной поддержке не следствие технической ошибки или нежелания помочь. Была объективная причина. Дело в том, что с 2020 года, микробизнес в Армении освобожден от предоставления месячных и трехмесячных отчетов по обороту продаж, что создавало сложности для идентификации действующих компаний в сферах, пострадавших от кризиса. Проблема была решена в результате обсуждений и микробизнес был включен в программы по социальной поддержке.
«В Армении не будет голода»
- Лидер партии «Процветающая Армения», крупный бизнесмен Гагик Царукян недавно заявил, что социально-экономическая ситуация в стране настолько плачевна из-за пандемии и неэффективного управления, что в Армении «через три месяца начнется голод». Как вы прокомментируете данное заявление, что делает правительство для недопущения подобного сценария?
- В Армении не будет голода, и я буду рад, если Вы будете последовательны и спустя три месяца адресуете этот вопрос тем, кто выступает с такими утверждениями сейчас.
«Банки не бывают щедрыми или жадными»
- Недавно Центробанк Армении снизил ставку рефинансирования на 0,5 процентного пункта – до 4,5%. Готова ли «инфицированная» экономика Армении к абсорбции дешёвых денег? Станут ли банки более «щедрыми» в предоставлении кредитов и к чему это может привести?
- Воздействие основной ставки рефинансирования на общую финансово-экономическому ситуацию будет не сразу, а спустя некоторое время. Смягчение условий денежно-кредитной политики в настоящее время это положительный сигнал финансовым рынкам и хозяйствующим субъектам, что тоже очень важно. Это также показывает, что у нас нет причин для беспокойства по поводу роста цен и финансовой стабильности. Что касается «щедрости» банков, то банки не бывают щедрыми или жадными. Они работают и руководствуются своими расчетами и рисками. Если будет здоровый спрос на кредиты, естественно, банки увеличат объёмы кредитования.
«Прогнозируемость – очень важное обстоятельство для бизнеса»
- На днях министр финансов Атом Джанджугазян заявил, что правительство Армении желает пересмотреть в сторону сокращения программы возврата подоходного налога на погашение ипотеки. Строители бьют тревогу, что после пересмотра, сфера строительства потерпит спад. Считаете ли вы планы правительства по сокращению программы возврата подоходного налога на погашение ипотеки уместным сейчас?
- Министр финансов говорил не про завершение, а ограничение программы, в частности в сторону изъятия из нее строящиеся в центре Еревана многоэтажные здания. Кстати, сами застройщики говорят, что в центре Еревана уже нет свободных мест для строительства новых зданий. Обсуждается также возможность пересмотра логики данной программы и ее включение в механизмы всеобщего декларирования доходов населения.
Во всяком случае, окончательного решения по этому вопросу нет. В парламенте мы встретились с представителями сферы строительства и выслушали их мнение. В правительстве тоже были обсуждения по данной теме. В настоящее время, известно лишь одно – окончательное решение будет максимально взвешенным, в котором будут учтены интересы как застройщиков, так и их потенциальных клиентов. Если будут внесены изменения, то они будут осуществлены в разумный период для того, чтобы избежать от потрясений на рынке, и чтобы компании имели возможность для адаптации к новым условиям. Прогнозируемость – очень важное обстоятельство для бизнеса, что мы должны обеспечить.
«Общество ожидает восстановление справедливости и возвращение незаконно нажитого богатства»
- В Армении принят закон «О конфискации имущества, приобретенного незаконным путем», который оппозиция приняла в штыки. С учетом того, что в Армении долгие годы крупный бизнес в лице олигархии был срощен с политикой, к чему может привести задействование закона с экономической точки зрения? Как государство собирается распоряжаться конфискованным имуществом? Ведь уже сейчас государству перешли такие крупные объекты, как Спортивно-концертный комплекс и гостиница «Голден Палас» в Цахкадзоре, судьба которых довольно призрачна.
- Конфискация незаконно нажитого имущества один из важных шагов в борьбе с коррупцией и восстановлению справедливости. В конце концов, революция 2018 года была осуществлена также по той причине, что чиновники с месячной зарплатой в несколько сот долларов нажили имущество стоимостью несколько миллионов долларов. Все это случилось у нас на глазах. Армения – маленькая страна, здесь друг о друге все знают. Одним из главных ожиданий общества от новых властей является именно это – восстановление справедливости и возвращение незаконно нажитого богатства. Другой вопрос - как государство будет распоряжаться конфискованным имуществом. В Армении действует модель рыночной экономики и правительство не собирается вечно единолично управлять этим имуществом.
«Поправки в Налоговый кодекс призваны смягчить влияние реформы по расчету кадастровой стоимости»
- Почему вы увеличиваете налог на имущество в такой кризисный период? Во всем мире в кризис пытаются уменьшить налоговую нагрузку на население и бизнес, во многих странах налоговые каникулы ввели, а в Армении мало того, что их не ввели, так ещё налоги увеличивают.
- Еще раз должен не согласиться с Вашим утверждением. Налог не повышается в период кризиса. Закон, подразумевавший повышение налога на имущество, был принят 2019 году, которым кадастровая стоимость недвижимости была сближена к рыночной. Это было необходимостью, так как кадастровая стоимость недвижимости была несколько раз ниже рыночной.
У нас была ситуация, когда кадастровая стоимость квартиры с реальной стоимостью 50 тыс. долларов составляла 10 тыс. долларов, а из него вычитывался налог на имущество в размере всего 5 долларов в год. За заезженный автомобиль стоимостью 7 тыс. долларов в год платят два-три раза больше налога на имущество, чем за дорогую квартиру в центре Еревана. Поэтому Армения в плане удельного веса налога на имущество в структуре ВВП находится на последних местах мирового рейтинга. Следствием всего этого является то, что наши города и села лишены финансовой независимости, так как налог на имущество выплачивается в общинный бюджет.
Внесенные же поправки в Налоговый кодекс, которые получили широкий общественный резонанс, нацелены не на повышение налога на имущество, а на смягчение последствий приятого закона в прошлом году о повышении кадастровой стоимости имущества. Например, если человек за свою квартиру сейчас платит 7 тыс. драмов (15 долларов) в качестве налога на имущество, то в результате принятых в прошлом году поправок касательно кадастровой стоимости, налог увеличился бы десятикратно. То есть, поправки в Налоговый кодекс призваны смягчить влияние реформы по расчету кадастровой стоимости.
Новыми же поправками мы пересмотрели процентные ставки и барьеры по данному налогу, чтобы трехкратно снизить размер налога на имущество. Еще одно важное обстоятельство. Первые выплаты по налогу на имущество, согласно новым поправкам, нужно будет делать в декабре 2021 года. Более того, налог на имущество вступает в силу поэтапно до 2026 года – в течение шести лет. То есть, в 2021 году граждане будут платить лишь одну четверть новых налоговых ставок. По большей части существующей в стране недвижимости это гораздо ниже, чем платят люди сейчас.
Так что не стоит говорить о повышении налога на имущество в условиях кризиса. Данное утверждение никак не связано с реальностью. Просто некоторые круги распространяют дезинформацию, уповая на то, что большинство людей не читают законы.
«Есть также мнение, что восстановление экономики тоже будет быстрым»
- Правительство планирует по итогам года всего 2% спад ВВП, хотя многие экономически развитые страны прогнозируют намного больший спад. Например, Германия почти 7% спад. Насколько реалистичен прогноз правительства? Со стороны он напоминает оптимизм Тиграна Саркисяна о росте экономики в начале 2009 года, после чего по итогам года мы получили - 14% ВВП.
- Да, по прогнозам правительства, в этом году экономический спад составит -2%. На базе этого прогноза парламент одобрил поправки в госбюджет, увеличивая его дефицит. В отличие от 2008-2009 гг., когда последствия кризиса начали ощущаться спустя несколько месяцев, на сей раз спад случился сразу из-за тотального локдауна. Есть также мнение, что восстановление тоже будет быстрым.
Данный кризис по своему характеру – беспрецедентен. Он исходит из сферы здравоохранения и зависит от темпов распространения коронавируса в Армении и мире. Прогнозы, как правило, всегда корректируются параллельно развитию ситуации. Прогноз по спаду в 2% тоже может быть скорректирован. Необходимо учитывать также то, что в случае Армении, прогнозы правительства и Центробанка, всегда были более верны, чем прогнозы международных структур.
Отмечу также, что по данным Статистической службы Армении темпы спада в мае смягчились по сравнению с апрелем.
Данные на июль более верно покажут динамику. А сравнение с 2009 годом не уместно, как по характеру кризиса, так и по другим причинам.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян