Проблема с отходами в Армении стоит очень остро. К сожалению, на данный момент политика сортировки мусора в стране полностью не внедрена – хотя и есть отдельные территории, предназначенные для строительных, медицинских, радиоактивных отходов и отходов горнорудной промышленности, однако об их сортировке речи нет. А многие проекты на пути к согласованной политике по сортировке мусора так и остаются на бумаге.
Чего стоит одна только эпопея вокруг мусорной свалки Нубарашен в Ереване, которой вот уже более полвека, к которой (по заверениям городских властей), есть огромный интерес со стороны потенциальных инвесторов, однако свалка как была, так и остается в пределах города и является главным загрязнителем окружающей среды. А о мусороперерабатывающем заводе приходится только мечтать!
По оценке ОБСЕ, основными загрязнителями вод в Армении являются пластиковые тары, бутылки и пакеты - в Армении ежегодно накапливается около 5000 тонн полиэтиленовых отходов. Республика ежегодно производит более 201 тонны полиэтиленовых пакетов, ввозится в страну в разы больше, и пока никакая борьба против этой напасти не дала серьезных результатов.
Ранее Министерство окружающей среды разработало проект, согласно которому с 1-го июля 2019 года в Армении должны были быть запрещены бесплатные полиэтиленовые пакеты, а с 1 января 2020 года будет предусмотрен специальный налог на продажу полиэтиленовых пакетов. Однако кроме крупных сетей супермаркетов, за полиэтилен отдельной платы другие магазины не взымают, а сами супермаркеты ввели плату задолго до проекта министерства и исходя, скорее, из собственных интересов, нежели ратуя за окружающую среду. В рамках того же проекта в ведомстве задумались и над полным запретом полиэтиленовых пакетов - с 2022 года их продажа в республике, якобы, должна быть запрещена. Но увидим ли мы это?
Бизнес будет в ответе?
В рамках прошедшего с 10-14 ноября во Львове семинара «Журналисты за перемены – Экологические вызовы в социальном измерении», организованном Фондом Фридриха Эберта, менеджер по стратегическим коммуникациям экологической перспективы Грузии (ГЭП) Инга Никагосян представила шаги грузинского правительства, которое дало добро применению политики расширенной ответственности производителя. Речь о стратегии управления отходами, которая успешно внедрена в Европе еще в конце прошлого века. В рамках данного подхода на производителей/импортеров возлагается обязанность по сбору, переработке и окончательной утилизации специфических отходов, образовавшихся после утраты продукцией потребительских свойств. Во многих европейских странах РОП уже внедрен, а в регионе Южного Кавказа первопроходцем стала Грузия.
В Кодексе об управлении отходами Грузии отмечается, что задачей документа является охрана окружающей среды и здоровья человека путем превенции или сокращения образования отходов и их негативного воздействия; путем создания эффективных механизмов управления отходами; путем сокращения вреда, вызванного потреблением ресурсов, и путем более эффективного использования ресурсов. Благодаря изменениям в Кодексе, с декабря 2019 года в Грузии эту ответственность на себя возьмут сами производители.
Концепция РОП распространяется на следующие специфические отходы: упаковочные отходы (пластик, бумага / картон, дерево, металл, стекло), отходы электрического и электронного оборудования, изношенные шины, вышедшие из эксплуатации транспортные средства, отработанные масла, использованные батареи и аккумуляторы.
Такой подход содействует сепарированному сбору отходов и их использованию в качестве сырья, сокращению сброса использованных товаров в окружающую среду, повторному использованию, переработке и другим формам восстановления отходов, сокращению объемов отходов, размещенных на мусоросвалках, безопасной обработке вредных веществ, снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и т.д.
В целом, национальная стратегия в Грузии направлена на то, чтобы к 2030 году отрасль управления отходами была полностью самодостаточной, а с 2020 года постепенно будет внедряться система, в которой население и частный сектор будут полностью покрывать расходы.
Загрязняем, но не очищаем
Излишне напоминание о том, что наряду с выхлопами автомобилей, выбросы и деятельность промышленных объектов также считаются одними из серьезных причин загрязнения воздуха, который меняет состав и концентрацию воздуха.
Еще в 2017 году правительство Армении одобрило Концепцию, которая предлагала расширить ответственность предприятий за утилизацию отходов от их деятельности. На тот момент правительство еще не определилось, какую систему ответственности стоит применить.
Один из вариантов предлагал, что расходы на утилизацию отходов должен нести сам производитель или импортёр, в качестве ответственности за окружающую среду. Но на деле все оказалось, как всегда, и в борьбе с утилизацией Армении все еще продолжают помогать иностранные партнеры, а централизованного подхода как не было, так и нет.
Например, в иранском городе Исфахан есть завод по утилизации мусора, и иранская сторона готова вывозить из соседней Армении отходы на утилизацию. Однако для армянской стороны это предложение, хоть и заманчивое, но пока не приемлемое, так как существует финансовая проблема. Так, по крайней мере, заявил министр ЧС.
Кроме того, в около 30 общинах жители уже несколько лет занимаются складированием пластиковых бутылок, но процесс этим и заканчивается. Хотя в городе Капан (Сюникская область) в рамках программы «Трансформация экологических проблем в возможности: получение строительных материалов из пластиковых отходов» при совместном финансировании ЕС и правительства Армении решили из пластиковых отходов делать стройматериал. Как обещают ответственные за проект - результат не только не заставит себя долго ждать, но и удивит.
Чтобы хоть как-то сдвинуть проблему с мертвой точки, в начале текущего года было заявлено о том, что летом 2019 года в Армении будет создано хранилище данных твердых бытовых отходов, а также карта действующих свалок и полигонов. Но, опять-таки, проблему это пока не решает.
Так как выйти из порочного круга?
Экологи заявляют, что одним из первых шагов на пути к очищению окружающей среды является не только «не производить ничего лишнего», но и переход на раздельный сбор мусора. Например, по подсчетам канадских экологов, которые разработали специальную программу «Вне синей коробки» (речь о мусорных ящиках – ред.), когда бумага собирается отдельно, то переработка тонны макулатуры сохраняет 17 деревьев, а в атмосферу не поступает 27 кг загрязняющих веществ. Такие же подсчеты есть по всем отходам – от пищевых, до промышленных.
Что касается последнего, то это особая головная боль не только для экологов, но и властей, так как Республика Армения занимает в мире одно из ведущих мест по богатству и разнообразию запасов неметаллических руд – здесь встречаются почти все известные в мире рудные минералы. А это, в свою очередь, означает, что на небольшой территории страны имеются 15 хвостохранилищ, где накоплены отходы от эксплуатации месторождений полезных ископаемых, объем которых превышает несколько миллионов кубометров. В целом, они занимают общую площадь около 700 га.
Так сможет ли Армения наконец разрубить этот гордиев узел и предотвратить экологическую катастрофу, нависшую над населением? Вопрос пока относится к разряду риторических…
Лия Ходжоян