29.03.2024
Казнить нельзя помиловать, или кто расставит знаки препинания в стране невыученных уроков
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Эксперт: Потери доходов бюджета нельзя компенсировать попыткой отъема денег у бизнеса

Какая сейчас ситуация в экономике Армении? Каким будет показатель экономического спада по итогам года? Сможет ли власть исполнить бюджет этого года и насколько реалистичен проект бюджета на следующий год? Нынешнее политическое руководство в состоянии эффективно руководить страной в этот кризисный период?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог и экономист Грант Микаелян.


Вышла экономическая статистика за октябрь. Как охарактеризуете цифры статистики? О чем они говорят?


Цифры за октябрь неплохие, особенно учитывая, что весь октябрь прошел на фоне войны. Да, территория Республики Армения напрямую была не очень сильно затронута, но влияние войны на экономику очевидно. В октябре Армения одновременно испытывала шок от коронавируса и от войны. Спад экономической активности составил 8,1%. Сильный спад был зарегистрирован в сфере торговли и услуг – на 21%. Заметен спад также в экспорте – на 5 с лишним процентов, учитывая, что до того, в сентябре, был рост. Негативная тенденция была заметна и в промышленности, где был рост в сентябре, а в октябре – тоже спад. Вот такая примерно картина. На некоторых секторах война практически и не сказалась. Это что касается макроэкономической картины.


Есть также интересные данные по рынку недвижимости. Число сделок заметно упало – на треть. Но тут самое интересное, будет ли восстановление? Стоит предполагать, что полноценного такого роста и восстановления после октября не будет. То есть война нанесла, вероятно, долгосрочный урон рынку недвижимости Армении. Но, кто знает, может там тоже будут интересные процессы.


С учетом войны и продолжающейся пандемии коронавируса, чего ждать до конца года? Сможет ли власть исполнить бюджет или хоть какие-то ранее очерченные показатели? Или показатель спада будет намного хуже, чем прогнозировал ранее глава ЦБ - 6% по итогам года?


Последний прогноз предполагал спад на уровне 6%. Но 6% вряд ли удастся добиться. Скорее, спад составит от 8 до 10%, что более реалистично. Бюджет в части доходов выполнить очевидно не удастся. Мы видели, что фонд «Айастан» пожертвовал правительству довольно крупную сумму – примерно 100 млн. долларов. Это, конечно, поможет выполнить бюджет, но стоит учитывать, что подобная практика будет иметь долгосрочный негативный эффект. Также стоит ожидать, что некоторые расходы будут сокращены. В итоге, это поможет сбалансировать бюджет.


Ваше мнение про проект бюджета на следующий год?


Есть проблемы с принятием нового бюджета: парламент не может собрать кворум. Кроме того, наверняка будет проблема и с реалистичностью нового бюджета. Потому что сейчас довольно сложно предполагать, каким может быть рост ВВП в следующем году. Он может и не быть положительным. Или если будет положительным, может быть незначительным. Так что, следует предполагать, что бюджет будет нестабильным на будущий год. Собирать его будет очень проблематично.


По-Вашему, что нужно сейчас предпринять властям и за счет чего можно компенсировать потери доходной части бюджета?


Я думаю, что компенсировать это ни за счет чего нельзя. Если будет попытка отнять деньги у бизнесменов, это будет большой ошибкой. Скорее, следует секвестировать бюджет по определенным статьям.


А иностранные кредиты не могут помочь компенсировать эти потери?


Их придется брать для погашения старых долгов. Но на основную деятельность, на выплату зарплат, пенсий или на расходы на образование и т.д., в кредит брать нельзя, это очень опасно. Поэтому если мы такую практику увидим, то это, скорее всего, будет большая ошибка.


То есть нужно принять факт, что в стране экономический кризис и не стремиться к тому, чтобы любой ценой обеспечить какие-то показатели. Нужно просто принять, что показатели могут не быть достигнуты, нужно составить реалистичный бюджет, исходя из той картины, которая будет. Эта картина на следующий год вряд ли может быть оптимистичной. Потому что даже если пандемии не будет уже, в чем я тоже сомневаюсь, и границы будут открыты, то хотя бы даже из-за войны серьезного притока туризма и т.д. тоже ожидать не стоит. То есть туризм тоже не восстановится. Многие другие отрасли также долгосрочно пострадали. Мы можем столкнуться с эмиграцией. Есть множественные риски, и я бы усилия правительства направил в сторону их предотвращения. Пытаться решить проблему на уровне бюджета – это попытка отстраниться от решения серьезных проблем, а не их решение. Так что развитие ситуации с фискальной политикой мы еще увидим, но я бы не стал исполнять бюджет любыми средствами.


Вы говорите, что надо смириться с реальностью - жесткой экономией и т.д., но это правительство известно своим популистским стилем действий, оторванностью от реальности. По-Вашему, нынешнее политическое руководство в состоянии эффективно руководить страной в этот кризисный период? Они смогут привлечь инвестиции, остановить отток населения, обеспечить внешнюю помощь?


До Сovid-19 ситуация в управлении и в том числе с экономикой выглядела хорошо, хотя под поверхностью шли негативные процессы. Эти процессы дали о себе знать в ходе пандемии. С тех пор как правительство столкнулось с реальными вызовами, результаты оказались слабыми. С действительно серьезными вызовами это правительство, как мы видим, не справляется.


В то же время, если говорить об ответственной макроэкономической и финансовой политике, то здесь наибольшую роль играют Министерство финансов и Центральный банк, а их политика довольно консервативна и направлена на предотвращение рисков (порой даже избыточно). Так что есть основания надеяться на более-менее ответственную финансовую политику.


Что же касается серьезных социальных проблем, таких как потенциальная массовая эмиграция, то у действующего правительства лишь один инструмент регулирования этих вопросов – работа с общественным мнением, что они делать умеют. Власти будут пытаться убедить, что ситуация в порядке, что перспективы хорошие. Те люди, которые поверят на слово, они останутся.


Но фундаментальные факторы, влияющие на миграцию – это уверенность людей в своем будущем, безработица, стабильность, а в этом отношении ситуация складывается не лучшим образом. Возможно, отчасти получится предотвратить ряд рисков, но вряд ли запас прочности будет большим.


Айк Халатян