Премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает предпринимать все возможное и невозможное, чтобы хоть как-то уцепиться за власть. Хотя почти все ведущие политические силы Армении (даже бывшие партнеры из Армянского национального конгресса экс-президента Левона Тер-Петросяна) призывают премьера уйти в отставку после позорного соглашения 9 ноября и провести в стране внеочередные выборы.
Однако, вместо этого шага, который от премьера ожидает вся страна, или хотя бы решения насущных проблем, стоящих перед Арменией и Арцахом (того, что от него он оставил), Пашинян занят кадровыми перестановками в правительстве, а также вновь развил бурную активность в соцсетях. Где регулярными публикациями и выступлениями пытается всячески себя оправдать и, по своему обыкновению, свалить вину за свои ошибки на других. Так, с каждым днем растет число якобы спасенных премьером благодаря подписанному им позорному соглашению солдат и офицеров: если в обращении к народу от 12 ноября он говорил о 20 тысячах военнослужащих, то уже 27 ноября эта цифра выросла до 35 тысяч.
Причем в своих выступлениях и публикациях, скорее схожих на отрывки из будущих мемуаров, Пашинян продолжает нагло врать об обстоятельствах потери Шуши и не подписанного им на более выгодных условиях перемирия, выставляя фактически лжецом Владимира Путина (заявление собственного МИД про Шуши он тем более не берет в расчет). И если российский президент ранее публично заявил, что так и не понял, почему армянский премьер отказался 19-20 октября от прекращения огня на условии сохранения под армянским контролем Шуши, то в воскресенье Пашинян утверждал, что якобы Путин понял его доводы, почему он не может согласиться на прекращение огня на предложенных условиях.
Пашинян вновь продолжал перекладывать вину на старые власти, и если ранее утверждал, что берет всю полноту ответственности за произошедшее на себя, то в последние дни он уже говорит, что надо еще разобраться кто в чем виноват, чтобы каждый понес ответственность за это. Хотя фактически премьер признает, что, дабы не получить ярлык “предателя” и не совершить политического самоубийства, решил пожертвовать тысячами жизней своих соотечественников и территорией Арцаха (Шуши, Гадрут и т.д), и продолжил безнадежную войну. И это несмотря на то, что начальник Генштаба Оник Гаспарян еще на четвертый день войны заявил о неизбежном поражении в войне против совместных сил Азербайджана и Турции, и призвал к немедленному прекращению огня на сравнительных выгодных (по сравнению с капитуляцией 9 ноября) для армянской стороны условиях.
Однако самым некрасивым было то, что Пашинян, “забывший” упомянуть в трёхстороннем заявлении какие-либо сроки возврата пленных (недавно Владимир Путин заявил, что текст трехстороннего соглашения – это совместная работа лидеров России, Азербайджана и Армении), заявил протестующим против него родителям пленных и пропавших без вести солдат, что “решение вопроса (возврата пленных) ускорится только тогда, когда не будет внутренних столкновений”. То есть попытался сыграть на болезненном вопросе, дабы прекратить акции протеста родителей, которые очень сильно бьют по рейтингу властей и лично Пашиняна.
При этом призывающий к единству и совместной работе Пашинян и его депутаты забывают, что все 2,5 года нахождения у власти они вносили раскол в общество, разделяя людей на “старых” и “новых”, “черных” и “белых”. И даже когда заклятые враги - экс-президенты Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян — нашли в себе силы ради Родины забыть о своей прежней вражде и решили совместно поехать на переговоры в Москву, сам Пашинян, исходя из своих внутриполитических интересов, отказался дать им какой-то официальный статус. Заодно пытаясь сейчас свалить вину за поражение на “старых”, забывает о том, что никто из его оппонентов из старых властей не занимал (да и не мог занимать) должностей в руководстве Вооруженных сил, верховным главнокомандующим которых во время войны является лично премьер-министр. И что он сам в октябре отказался принять предложение политических оппонентов создать оперативный штаб, использовать опыт бывших президентов и премьеров Армении и Арцаха, и, следовательно, разделить ответственность за исход войны.
Непонятно, почему пытаясь внушить обществу мысль о том, что он с первых дней прихода к власти знал о неизбежности войны, до сих пор не объяснил, почему вместо денно и нощно подготовки к войне, он с первых дней избрания премьером принялся вносить раскол в общество, портить отношения с главным военно-политическим союзником Россией и другими возможными союзниками и партнерами в этой войне (Иран, Китай), а также тратил огромные средства на закупку вооружений, которые так и не понадобились в этой войне (истребители Су-30СМ).
Не говоря уже о довольно странных метаниях и шагах в переговорном процессе: от переговоров со своей точки (фактически отрицая весь предыдущий переговорный процесс) и утверждений, что премьер Армении не имеет права вести переговоры от имени Степанакерта, до тайных соглашений с Ильхамом Алиевым в лифте в Душанбе и заявлений “Арцах это Армения и точка!”. К слову, никто так и не узнал, как Пашинян планировал решить карабахский конфликт так, чтобы он “устроил народы Армении, Арцаха и Азербайджана”. В итоге своей бездарной политикой Пашинян сделал так, чтобы урегулирование конфликта шло сейчас исключительно в интересах народа Азербайджана.
Премьер и партия власти сейчас всячески пытаются акцентировать внимание на текущих проблемах, однако, не предпринимают никаких реальных шагов по их решению, сконцентрировавшись на решении лишь одной сверхзадачи: сохранению любой ценой власти Пашиняна и “Моего шага”. Жители районов Арцаха, сданных Пашиняном одним росчерком ручки, хаотически, без какой-либо помощи со стороны властей двух армянских республик были вынуждены самостоятельно организовывать свою эвакуацию (к слову, про организацию эвакуации оборудования со своей ГЭС в Карвачаре президент Арцаха не забыл). Никто до последнего дня не был в курсе, какие именно населенные пункты согласно трехстороннему соглашению должны быть сданы Азербайджану, и в некоторых случаях жители сел Арцаха лишь от нагрянувших внезапно азербайджанских солдат узнавали, что должны покинуть свое село. И были вынуждены самостоятельно вести с ними переговоры, чтобы им разрешили хотя бы эвакуировать свое имущество. А российская сторона, занятая вместо властей Армении и Арцаха подготовкой Степанакерта и других населенных пунктов НКР к зиме, заодно определяет в переговорах с азербайджанскими властями границы самой Армении (Соткский рудник. Сюник и т.д.).
В итоге, провалив свою работу в прошлом и настоящем, Пашинян и его команда, чтобы сохранить свою власть, пытаются сейчас “продать” населению Армении идею о “светлом будущем”, которое должно наступить после разблокирования Азербайджаном и Турцией коммуникаций. Пока стесняясь прямо связывать это “светлое будущее” с предательской сдачей ими Арцаха.
“Да, в договоренностях от 9 ноября есть нюансы, содержащие проблемные вопросы, но сейчас по всем этим вопросам ведется активная дипломатическая работа, и мы обязательно найдем решения. Но эти договоренности также включают возобновление транспортных коммуникаций в регионе, что изменит картину не только региона, но и Армении”- заявил 27 ноября в своем обрашении к народу Пашинян.
А новоназначенный министр экономики Ваан Керобян пошел дальше своего шефа, и помимо коммуникаций через Турцию соблазнить жителей Армении возможностью торговли с Азербайджаном. “Открытие границ предоставит широкие возможности. Наши экспортеры смогут экспортировать товары в Россию и другие страны по более удобным маршрутам, чем ранее делали. Откроются турецкие порты. Откроется множество широких возможностей. Может даже откроется рынок Азербайджана для нас, а наш рынок для Азербайджана”, - заявил он на днях в эфире Общественного телевидения Армении (ОТА).
Ну, а пока это “светлое будущее” не настало, Пашинян и его команда текущие проблемы бюджета решили с помощью присвоения средств Всеармянского фонда “Айастан”, собранных на помощь Арцаху. Ради приличия небольшую сумму из этих средств направив на выплату символической денежной помощи жителям Арцаха.
Айк Халатян