В Арцахе 31 марта прошли президентские и парламентские выборы. Впервые в истории НКР победитель не был определён ещё в первом туре, и республику 14 апреля ожидает второй тур президентских выборов. Если конечно в дело не вмешается пандемия коронавируса, и в НКР, как и в Армении, не введут режим чрезвычайного положения.
Предыстория выборов
Следует отметить предысторию этих выборов - если Армения по итогам конституционного референдума в декабре 2015 года от полупрезидентской модели правления перешла к парламентской, то НКР наоборот, по итогам референдума в феврале 2017 года к президентской. С 2017 по 2020 годы был установлен переходный период, а президент на этот срок был избран на непрямых выборах парламентом. Президент Бако Саакян, уже занимавший свой президентский пост два срока и вновь избранный на переходный период уже парламентом, получил право вновь избраться на два срока. Однако после «бархатной революции» в Армении, в июне 2018 года в Степанакерте также начались массовые акции протеста, и ситуацию удалось нормализовать благодаря вмешательству и призыву Никола Пашиняна. Президент Саакян отправил в отставку ряд видных силовиков (начальников СНБ, полиции), а также пообещал не выдвигать свою кандидатуру на пост президента в 2020 году. Тогда же ушёл со своего поста госминистр Араик Арутюнян, занимавший с 2007 до конституционной реформы должность премьер-министра.
Кандидатом от партии власти на этих выборах фактически стал Араик Арутюнян - один из самых крупных предпринимателей республики и многолетний премьер-министр НКР. Хотя после своего ухода с поста госминистра летом 2018 года он и пытался дистанцироваться от команды президента Арцаха Бако Саакяна, и позиционировал себя как ярого сторонника новых армянских властей и лично Никола Пашиняна.
На стороне Арутюняна были самые крупные среди кандидатов финансовые, административные и информационные ресурсы, а также поддержка действующих властей Арцаха. Неплохие отношения сложились у него и с командой премьер-министра Никола Пашиняна. О своей поддержке Арутюняна заявил и известный российский бизнесмен и меценат Рубен Варданян.
Поддержка Арутюняна на этих выборах действующими властями НКР обусловлена тем, что на стороне одного из его главных конкурентов, Масиса Маиляна, выступил их давний недруг, некогда всесильный командующий Армией обороны Карабаха Самвел Бабаян. В 2000-м году за покушение на президента НКР Аркадия Гукасяна он был приговорён к 14 годам лишения свободы, однако спустя 4,5 года был помилован. В 2017 он был арестован и приговорён к 6 годам за якобы участие в подготовке покушения на президента Армении Сержа Саргсяна, но после «бархатной революции» освобождён.
Бабаян пытался получить разрешение на участие в президентских выборах, однако ЦИК и суд не разрешили ему этого из-за отсутствия гражданства НКР. Не разрешили даже провести референдум по этому вопросу, для устранения мешающих участию в выборах конституционных норм, несмотря на собранные Бабаяном более 20% подписей всех избирателей республики. В итоге он принял решение принять участие в парламентских выборах со своей партией «Единая Родина», а на президентских поддержать кандидатуру Масиса Маиляна.
Бабаяну, который идет на эти выборы под флагом оголтелого популизма, в частности, обещая резко повысить зарплаты, пенсии, жестко наказать старую власть и отобрать их имущество и бизнес, удалось сыграть на сильном недовольстве и усталости от действующих властей среди части арцахского общества, и консолидировать вокруг себя радикально настроенную часть общества. И надо заметить, что некоторые рядовые сторонники Бабаяна не скрывают, что будут голосовать за него лишь в надежде, что исходя из личных мотивов он накажет нынешнюю политическую элиту Арцаха. Без веры в выполнение им своих обещаний в социально-экономической сфере.
При этом надо отметить, что многие в Арцахе критично отнеслись к союзу Маиляна со столь одиозной фигурой, как Бабаян, и считают их союз ситуативным и временным.
Против тандема Маилян-Бабаян их противники активно использовали перед выборами чёрный пиар: информацию, что Россия якобы запретила им въезд на свою территорию Маиляну и Бабаяну (представительство Арцаха в Москве опровергло эту информацию), обвинения в адрес Маиляна в сотрудничестве с фондом Сороса до назначения на должность главы МИД и др. Делая расчёт на сильные пророссийские настроения в Нагорном Карабахе, что подобная информация может оттолкнуть от Маиляна часть избирателей на президентских выборах. При это сам Маилян довольно спокойно относился к этим заявлениям, и уверен, что они не нанесли урона его популярности.
Результаты выборов
Хотя многие предсказывали низкую явку из-за пандемии коронавируса (на сегодняшний день в НКР не зарегистрировано заболевших), однако явка оказалась довольно высокой, даже больше предыдущих выборов 2012 года (в 2017-м году после конституционной реформы, Бако был избран президентом парламентом). Как сообщила на пресс-конференции 1 апреля глава ЦИК НКР Србуи Арзуманян, из общего числа избирателей 104 348 человек проголосовали 73,5% или 76 728 человек.
Как отмечали эксперты и сами жители республики, это были самые конкурентные выборы за всю историю НКР, как с точки зрения количества участников, так и их непредсказуемости. Хотя в выборах участвовали 14 кандидатов, в том числе и впервые женщины-кандидаты, основная борьба развернулась между тремя участниками. При этом все трое так или иначе были связаны с действующими властями.
Так, третье место с 14,7% занял бывший секретарь Совета нацбезопасности НКР, генерал и герой Арцаха Виталий Баласанян. Он и до своего ухода с поста прошлого года отмечался резкой критикой властей Армении во главе с премьер-министром Николом Пашиняном. В ответ став единственным кандидатом, против которого открыто выступили армянские власти. На нынешних выборах за него призвал голосовать зять экс-президента Сержа Саргсяна Микаел Минасян, а в избирательной кампании ему существенную помощь оказали сторонники второго президента Роберта Кочаряна.
Виталий Баласанян уступил право побороться за пост президента во втором туре министру иностранных дел НКР Масису Маиляну, набравшему 26,4%. И хоть Маилян с осени 2017 года занимал столь высокий пост при президенте Бако Саакяне, однако в нынешних выборах он принимал участие в качестве главного оппозиционного кандидата. Чему во многом способствовал и его союз с Самвелом Бабаяном. А также отсутствие связанных с ним коррупционных скандалов.
Мощные финансовые и административные ресурсы, открытая поддержка со стороны многих влиятельных лиц из властной команды, все же не позволили Араику Арутюняну закрыть вопрос в первом туре и избежать возможных проблем с протестным голосованием во втором туре. Для победы ему не хватило меньше процента - по предварительным данным он набрал 49,26%.
Если бы главный фаворит - Араик Арутюнян, при поддержке действующих властей, решил бы закрыть вопрос в первом туре, то это было чревато акциями протеста. И тогда, как и в июне 2018 года, многое зависело бы от позиции официального Еревана, который вряд ли заинтересован в обострении внутриполитической ситуации в Арцахе, ведь это чревато желанием Баку воспользоваться нестабильной ситуацией.
Что касается парламентских выборов, то, по предварительным данным, избирательный барьер (5% для партий и 7% для блоков) преодолели 5 политических сил. Победу с 40,4% голосов одержала партия Араика Арутюняна «Свободная Родина». У которой, как и в уходящем парламенте, будет самое большое количество мандатов - 16. Избирательный барьер преодолели и два других парламентских старожила и давних партнера «Свободной Родины»: АРФ «Дашнакцутюн» (6.4%) и Демократическая партия Арцаха (5,81%). У них будет соответственно 3 и 2 мандата.
В парламент попали две новые силы. Второе место на выборах с результатом 23,63% заняла партия Самвела Бабаяна «Единая Родина» (9 мандатов). Виталий Баласанян со своей партией «Справедливость», как и на президентских выборах показал третий результат с 7,9% голосов (3 мандата).
Примечательно, что избирательный барьер не смог преодолеть поддерживающий Масиса Маиляна блок «Новый Арцах» – 3305 голосов (4.5%). Фактически вышло, что Маилян своим союзом с Бабаяном хоть и гарантировал себе второе место на президентских выборах, но оттолкнул от себя часть своего собственного электората.
В ожидании второго тура
С учётом результатов блока «Новый Арцах», помимо интриги победителя второго тура, появилась и другая - как планирует управлять республикой в случае победы на выборах Масис Маилян, не имея не то что большинства в парламенте, но даже своей политической силы там. А учитывая сложный характер и амбиции Самвела Бабаяна, ситуативный союз между ними не кажется крепким и долгосрочным.
Не исключено, что завуалированная поддержка Пашиняном Арутюняна, даже несмотря на тесные связи последнего со старыми властями и самый высокий антирейтинг среди кандидатов, обусловлена принятием того факта, что позиции экс-премьера довольно сильны в Арцахе. В отличие от Маиляна, в случае победы которого Еревану пришлось бы регулярно вмешиваться в карабахские дела, дабы помочь своему кандидату.
При этом надо заметить, что среди армянских властей нет сплочённости по поводу карабахских выборов. Как видно у команды Пашиняна и у крыла «активистов» разные фавориты на этих выборах. Особенно наглядно это проявилось во время оценок нарушений на выборах вице-спикером парламента Аленом Симоняном и координатором программ общественной организации «Союз информированных граждан» Даниелом Иоаннисяном. Или комментарии в Facebook назначенного Пашиняном главой Общественного совета Степы Сафаряна.
Что касается прогнозов на второй тур, то явным фаворитом видится Араик Арутюнян. По всей видимости, открыто или скрыто ему окажут поддержку многие политсилы, связанные с действующими властями. И к нему же перетечет большинство голосов Виталия Баласаняна. Все это должно помочь ему через две недели (или после режима ЧП из коронавируса) добрать недостающие для победы голоса.
Надежда Маиляна на протестное голосование избирателей во втором туре. К тому же надо учесть, что своё слово может сказать и коронавирус. И появление заражённых коронавирусом в Арцахе может негативно сказаться на шансах тех политиков, кто выступил против переноса даты выборов.
Айк Халатян