Стоило ли перенести день голосования в Арцахе из-за пандемии коронавируса? Что ожидает нынешние власти Арцаха после выборов? Какими должны быть отношения Ереван-Степанакерт? Что необходимо менять в позиции армянской стороны в переговорном процессе? Сможет ли какая-то из сил получить стабильное большинство в парламенте или Арцаху грозят досрочные парламентские выборы? Чем грозит победа в первом туре кандидата от власти?
На эти и другие вопросы корреспондента ИАЦ VERELQ ответил глава партии «Единая Родина», бывший министр обороны и герой Арцаха Самвел Бабаян.
- Много говорилось о необходимости перенести выборы из-за пандемии коронавируса. Ваше мнение - надо было переносить выборы или нет?
- Стоило проводить, так как никаких проблем нет. Это тот же грипп, просто немного острый, люди переносят тяжелее. Поэтому поддаваться на шоу международной фармацевтической мафии и заявлять, что этого нет, того нет, немного несерьезно. Я считаю, что это не настолько плохо, насколько все утрируется. Поэтому я считаю, да плохой вирус, эту болезнь переносишь тяжело, но из-за этого все менять? Тем более ни одного случая у нас нет, во всяком случае, до сегодняшнего дня не зафиксировали. Поэтому, я считаю нормально, нужно проводить, максимально обеспечить то, что сделало государство.
- Как вы представляете отношения Степанакерт-Ереван? Как было раньше, при старых властях, или надо им придать новое качество?
- В первую очередь нужно новое качество, чтобы Арцах развивался, был социально обеспеченным. Экономика начала действовать, перестраиваться, чтобы у нас была сильная профессиональная армия, чтобы у нас не было проблем. Чтобы нам из Баку не угрожали, а поняли, что войной проблемы не решаются, чтобы сели за стол и вели переговоры.
- Действующие власти Арцаха демонстрировали свою поддержу бывшим президентам Армении, против которых возбуждены уголовные дела, в частности Роберту Кочаряну. Ваша позиция по этому вопросу?
- Я неоднократно говорил о своей позиции. В первую очередь быть терпеливым к судебному процессу, понять о чем на самом деле идет речь, какие обвинения, какие есть факты, настолько это верно. А потом уже ходатайствовать или не ходатайствовать. Но публично это обсуждать и делать шоу – считаю неверным. Власти Армении и Арцаха во внутреннем порядке могут обсудить друг с другом любой вопрос и искать решения. Так что, это шоу неверно.
- Как вы представляете решение карабахской проблемы? Что-то нужно менять в переговорном процессе?
- В Арцахском вопросе мы должны строить нашу экономику, иметь мощную армию, профессиональную с современным оружием. Все остальное само собой встанет на свои места. Когда мы в 1992 году проигрывали, как бы мы не кричали и не просили весь мир, сторонам советовали прекратить огонь. После успехов 1993 года были вынуждены с нами говорить. То же самое и сейчас.
Если мы будем развивать реальную экономику, страну, жизнь людей была нормальной, если будет профессиональная армия, Азербайджан поймет, что силой решить проблему невозможно и может потерять больше, чем сейчас и сядет за стол переговоров. Так принято во всем мире: «у сильного всегда бессильный виноват». Посмотрите ситуацию в Сирии с США, Европой. Но Россия вошла туда и решила свои вопросы. То есть с позиции силы. Тысячелетиями так идет и будет продолжаться.
- В случае вашего успеха на выборах, что ждёт нынешние власти Арцаха?
- Я вообще предложил закрыть страницу, забыть. Но, как понял во время предвыборной кампании, старая власть не хочет, чтобы страница закрылась. Я этот вызов принял и заявил, что обязательно оставим открытой страницу и будем подходить очень серьезно, чтобы каждый ответил за содеянное и общество было бы проинформировано, кто и что на самом деле делал.
Я не скрывал, и 2-3 дня назад так же объяснил, что правильнее было бы закрыть, но так как преступник хочет сделать преступником другого, поэтому обязательно этими людьми надо заняться и показать их место.
- В прошлом вы выступали с радикальных позиций. Если результат выборов вас не устроит, чего ожидать? Будут акции протеста? Митинги?
- Где вы слышали, что я хочу проводить митинги? Несколько месяцев назад объяснили, что если вы грубо попираете закон, Конституцию, то вас надо вышвырнуть. Но, чтобы не говорили, что выступаем с радикальных позиций, сказали, хорошо пойдем законным путем. И сейчас так же. Сегодня на этапе выборов зафиксировано, что фотографируют (избирательные бюллетени), выносят и показывают. В конце дня дойдет десятков тысяч. Что мы должны делать?!
- Ваши действия тогда?
- Наши действия… Мы успешно завершим, никаких проблем не будет и у нас нет сомнений по поводу того, что мы победим, что народ победит. Они могут решить какие-то мелкие проблемы, но в большом масштабе не смогут решить проблемы. Победа будет за народом. Вы это самое позднее завтра утром узнаете.
- А если попытаются закончить выборы первым туром?
- Снова говорю, могут много чего попытаться. Никому не советую закрыть все первым туром. Если все по закону, иной вопрос, но если пытаются сделать незаконно, конечно, будут иметь серьезную проблему. Общество само взорвется это ни к чему хорошему не приведет.
- Судя по прогнозам, ни одна из политических сил не сможет получить стабильного большинства в будущем парламенте. Не видите ли Вы в этом опасность? Что это может в будущем привести к досрочным парламентским выборам?
- Ваша информация неверна. Абсолютное большинство будет у одной партии. А те две будут приданным.
- Какие те две партии?
- «Свободная Родина», а третьим посмотрим кого протолкнут. Они написали закон, что даже если занявший третье место наберет 2%, пройдет в парламент. Но абсолютное большинство будет нашим, я в этом уверен и завтра утром весь мир об этом узнает.
Все, что не делали, не зарегистрировали, создавали препятствия, все равно проиграли. Это говорит о том, что если этот человек выдвинул бы свою кандидатуру, ни у кого из них не было бы шансов на президентских выборах. Мы еще раз зафиксируем: то, что называется властью, проиграла, даже использовав все рычаги.
Айк Халатян