24.11.2024
Араик Арутюнян: Не будет уступок в обмен на мир или уступок в обмен на безопасность
prev Предыдущие новости

Масис Маилян: Будущие отношения между Арцахом и Арменией могут быть только братскими

Стоило ли перенести день голосования в Арцахе из-за пандемии коронавируса? Какими будут отношения Ереван – Степанакерт в случае победы на выборах? Какая позиция будет у Степанакерта в переговорном процессе? Сможет ли какая-то из сил получить стабильное большинство в парламенте или Арцаху грозят досрочные парламентские выборы? С чем связано столь активное применение против кандидатов чёрного пиара?


На эти и другие вопросы корреспондента ИАЦ VERELQ ответил кандидат в президенты Арцаха, министр иностранных дел республики Масис Маилян.


– Много говорилось о необходимости перенести выборы из-за пандемии коронавируса. Ваше мнение – надо было переносить выборы или нет?

– Я присоединился к заявлению 6 кандидатов, которые были против проведения выборов в создавшихся условиях и, невзирая на то, что у меня очень высокие шансы на победу, тем не менее я поддержал данную инициативу, потому что жизнь людей, здоровье наших граждан для меня действительно являются высшей ценностью. Еще 2 кандидата сделали отдельные заявления. То есть минимум 8 из 14 кандидатов выступили за отсрочку дня голосования. Но власти не прислушались, и сейчас выборы имеют место быть.


Единственное, что нам осталось сделать, это призвать людей пользоваться необходимыми гигиеническими средствами, чтобы не навредить собственному здоровью. И, как видите, люди вышли на выборы и активно голосуют.

– С чем связана столь активное применение против Вас чёрного пиара: обвинения в якобы сотрудничестве с фондом Сороса, якобы запрет на въезд в Россию и т.д?


– Да, действительно, это чёрный пиар. Мы утверждаем, что против меня и моей команды объявлена недостойная информационная война. Но она не достигла своей цели – мы своевременно дали убедительные опровержения. Все эти ярлыки не прилипли к нам, ибо они готовились на откровенной фальши и очень легко было их опровергнуть. К счастью, народ точно знает, кто это делает и с какой целью, кто заказчики и кто бенефециарии, поэтому с этой точки зрения у нас проблем не возникало.


Даже могу сказать, что в определенном смысле чёрный пиар наших соперников ещё больше поднял мой рейтинг, и я даже в шутку сказал в одном интервью, что благодарю этих людей, которые невольно помогли мне. К сказанному добавлю, что с 1992 года я вовлечён в информационную войну против бакинской пропаганды и знаком со всеми этими технологиями. Так что пытаться применить против меня все эти технологии абсурдно и тщетно.


– Судя по прогнозам, ни одна из политических сил не сможет получить стабильного большинства в будущем парламенте. Не видите ли Вы опасность того, что в будущем это может привести к досрочным парламентским выборам?

– На данный момент я такой угрозы не вижу. Я думаю, что мы можем создать в парламенте коалицию из различных сил, в первую очередь из тех сил, которые поддержали мою кандидатуру во время выборов. Думаю, что мы сможем обеспечить большинство и провести необходимые коренные реформы в нашей стране.


– Как вы представляете отношения Степанакерт – Ереван в случае Вашей победы? Как было раньше или надо им придать новое качество?


– В этих отношениях были разные этапы. Я хотел бы поговорить о будущем. Будущие отношения могут быть только братскими. Между Арцахом и Арменией других отношений быть не может. Будучи министром иностранных дел, я выстроил отношения с министерством иностранных дел Республики Армения и лично с министром Зограбом Мнацаканяном таким образом, что между нашими внешнеполитическими ведомствами эффективные рабочие отношения, носящие институциональный характер. У меня очень хорошие личные и профессиональные отношения с министром Мнацаканяном. Мы также дружим семьями. Я хотел бы эту модель применить в отношении двух армянских государств и правительств.


– Действующие власти Арцаха демонстрировали свою поддержу бывшим президентам Армении, против которых возбуждены уголовные дела, в частности Роберту Кочаряну. Ваша позиция по этому вопросу?


– Стараюсь не вмешиваться во внутренние дела Республики Армения. Поскольку этот вопрос относится к внутренней жизни Армении, я не хотел бы комментировать этот вопрос.


– Как Вы представляете решение карабахской проблемы, если станете президентом Арцаха?

– Мы не можем назвать переговорными процессом те встречи, которые периодически проводятся на уровне министров иностранных дел Армении и Азербайджана или руководителей двух стран. Это всего лишь консультации, встречи, которые, впрочем, тоже важны, и диалог должен быть продолжен.


Однако полноценный переговорный процесс может быть только тогда, когда Арцах вернется за стол переговоров, то есть будет восстановлен естественный переговорный формат. Статус Арцаха в качестве переговорной стороны и стороны переговоров признан со стороны ОБСЕ и других организаций, в том числе ООН. Армения должна продолжать консультации и встречи, вместе с тем настаивая на возращении Арцаха за переговорный стол. Понимая это, власти Армении подчеркивают, что будут говорить лишь от имени Республики Армения, а от имени Республики Арцах должны говорить его избранные власти. Возвращение легитимно избранных властей Арцаха за стол переговоров является не прихотью, а требованием логики урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.


Мы за сохранение формата Минской группы ОБСЕ, где сопредседателем выступают Россия, Франция, США. Хочу также отметить, что на столе переговоров на данный момент никаких документов нет, то есть нет никакой переговорной базы.


Это означает, что на столе нет и так называемых Мадридских предложений, и все разговоры сейчас идут вокруг поддержания стабильности, вокруг создания атмосферы доверия, что наряду с возвращением Арцаха за стол переговоров откроет путь для полноценных и предметных дискуссий.

– А что же тогда обсуждают в ходе многочасовых переговоров лидеры Армении и Азербайджана, министры иностранных дел двух стран?


– В последние годы сложилась такая традиция, когда до встреч и консультаций с министром иностранных дел Азербайджана и после них, мой коллега Мнацаканян проводит консультации со мной, и то же самое на уровне встреч Никол Пашинян и Бако Саакян. То есть подготовка к таким встречам и уточнение позиций в их преддверии повышают вовлеченность Арцаха. Мы полностью в курсе обсуждаемых вопросов, и я могу сказать, что на самом деле во время консультаций никакие конкретные проекты урегулирования не обсуждаются. А те предложения, которые являются предметом дискуссий, касаются мер укрепления доверия (CBMs) и создания необходимой атмосферы для будущих предметных дискуссий.

– А какие у Вас «красные линии» в переговорном процессе?


– Актуальнейшим вопросом для Арцаха является вопрос безопасности, и всё, что будет угрожать безопасности нашего государства и народа, неприемлемо для нас.


Урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно быть основано на признании факта самоопределения Арцаха, достигнутого в полном соответствии с нормами международного права и национальным законодательством того времени. Официальный Баку должен принять непреложный факт того, что на территории бывшей Азербайджанской ССР появились два государственных образования – де-факто существующий, но пока не признанный мировым сообществом Арцах, и сам Азербайджан. Признание официальным Баку данной реальности даст возможность для постепенного налаживания между двумя суверенными республиками добрососедских отношений.


Отмечу также бесперспективность поиска возможных путей разрешения проблемы на основе территориальных уступок, так как азербайджано-карабахский конфликт не является территориальным спором. Что касается территориальных уступок, то это прямой путь к разрушению системы безопасности не только Арцаха, но и Республики Армения, и под угрозу будет поставлено само существование коренного населения на своей исторической родине.


Повторяю, для достижения реального продвижения в процессе урегулирования необходимо прежде всего восстановить трёхсторонний формат переговоров, который предусмотрен основополагающими документами ОБСЕ. Лишь восстановив естественный формат переговоров, можно будет приступить к конкретному обсуждению и решению ключевых проблем азербайджано-карабахского конфликта.


Айк Халатян


 


 

Самвел Бабаян: Никому не советую закрыть все первым туром
Следующая новость next

Регион

Все новости