Впечатление, что в Дамаске, Москве и Тегеране было решено, что один из ключевых игроков, занявших враждебную позицию по отношению к Сирии и превративший мирную жизнь этого государства в ад, теперь должен быть изгнан с сирийских территорий. А это те территории, которые для Анкары считаются стратегически важными для доминирования на Ближнем Востоке. Об этом в интервью VERELQ заявил заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян.
- В Идлибе идут бои за то, чтобы вернуть всю провинцию под контроль законных властей Сирии. Бои носят достаточно напряженный характер, поскольку столкнулись два крупных игрока, вовлеченных в сирийский конфликт - Турция и Россия. У президента Турции очевидно есть задача спасти лицо на фоне крупных потерь, и в этом направлении предпринимаются многочисленные шаги, в том числе и в плане контроля над воздушным пространством Идлиба, что является прямым вызовом России, потому что до сих пор Воздушно-космические силы РФ доминировали в Сирии.
Конфликт интересов очевиден, но следует учитывать, что на этой неделе запланирована встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Москве, перед которой стороны, думаю, стремятся укрепить свои позиции и на поле боя, пытаясь избежать прямого столкновения. При этом стоит отметить, что турецкая сторона вовлечена в сирийскую войну в собственном лице, меж тем Россия пока пытается избежать прямого столкновения и лишь поддерживает сирийские силы.
- Может ли эта напряженность привести к полномасштабной войне между РФ и Турцией?
- Учитывая переменчивость турецкой стороны, создается впечатление, что принято решение ликвидировать так называемую зону деэскалации Идлиба и утвердить там позиции центральной сирийской власти. Это предполагает отделение террористов от сирийской «вооруженной оппозиции», хотя не совсем понятно, что такое «вооруженная оппозиция» и как она может быть законной. Следовательно, будет принято решение, но насколько стороны будут полны решимости реализовать ее, а также насколько сможет Эрдоган сохранить или укрепить свои позиции в Идлибе, который в турецкой военно-политической концепции считается стратегической глубиной и одним из важных пунктов военной составляющей ближневосточной политики Турции, покажет время. Многое прояснится после встречи Путин-Эрдоган.
- Хотя Турция является членом НАТО, но союзники альянса не спешат вмешиваться в этот конфликт. Как считаете, такой расклад сил сохранится или западные игроки будут втянуты, учитывая тот факт, что Эрдоган использует традиционный шантаж, угрожая направить беженцев в Европу?
- Европа давно поняла, что шантаж Эрдогана в действительности не представляет большой угрозы, хотя и не обращать внимания не получится. Что касается Соединенных Штатов, Вашингтон не очень доволен двойной игрой Турции, равно как и Россия, в которой Эрдоган пытается, как восточный торговец, вести не очень ясную дипломатическую игру, которая не может быть приемлема для сторон.
Не думаю также, что НАТО поддержит Турцию, потому что фактически турки находятся за пределами своей территории, в другом государстве, где они наравне с террористическими организациями ведут борьбу против действующей сирийской власти. Ни для кого не секрет, что реальная ответственность за ситуацию в Идлибе лежит на так называемом переименованном филиале «Аль-Каиды», а турецкое правительство отправляет своих людей бороться с террористами плечом к плечу.
- Что должна делать Армения в этой ситуации и к каким событиям мы должны быть готовы, в том числе в контексте карабахского конфликта?
- Не думаю, что любое развитие на Ближнем Востоке может напрямую повлиять на карабахский конфликт. Но ясно, что вовлеченные в этот конфликт игроки важны для интересов Армении. Речь о стратегическом союзнике в лице России, о дружественном государстве Иран, отношения с которым мы стремимся вывести на стратегический уровень, о дружественном государстве Сирии, которое поддерживает чрезвычайно теплые отношения с Арменией и о государстве, которое и не скрывает своей враждебности по отношению к нам - Турции. Следовательно, на этой сложной шахматной доске Армения должна иметь четкий и проанализированный план действий. В первую очередь, имеющаяся информация должна быть досконально изучена и переработана, и на основе этого должны быть сделаны выводы, за которым и последуют определенные шаги. Но насколько хорошо это будет сделано - другой вопрос и не ко мне.
- Будем ждать московской встречи Путин-Эрдоган...
- Да, следующим крупным событием является эта встреча, исход которой может оказать решающее влияние на продолжающиеся бои в Идлибе. Естественно, сирийская сторона хотя бы попытается сохранить свои нынешние позиции, и судя по анализу военных экспертов они не так уж и плохи. Но давайте не будем забывать и о нападении Турции, а это была атака вместе с террористами, которая создала определенные риски для сохранения этих позиций. Вполне естественно, что стороны захотят достигнуть своих целей, в том числе путем укрепления своих позиций до этих переговоров.
Лия Ходжоян
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал Verelq.am