Дата официальной встречи лидеров Армении и Азербайджана Никола Пашиняна и Ильхама Алиева уже известна. Они проведут переговоры в Вене 29 марта. Это будет первая официальная встреча Пашиняна и Алиева, посвященная нагорно-карабахскому урегулированию.
Ранее главы двух стран встречались «на полях» различных международных форумов и заседаний. Хотя встреча в Вене, согласно заявлениям Пашиняна состоится без «специальной повестки», но лидерам есть что обсуждать. Армянская сторона ставит задачу полноправного участия Карабаха в переговорном процессе, с чем категорически не согласен Баку, и поднимает вопрос конкретизации заложенных в «Мадридском документе» шести принципов – от определения статуса Карабаха путем волеизъявления его жителей до возврата территорий вокруг НКР под контроль Азербайджана.
Эксперт по проблемам кавказских конфликтов, автор книги «Зеленое и черное: Карабахский дневник» Татул Акопян дал интервью VERELQ, в котором изложил свое видение по данному вопросу.
Г-н Акопян уже известны дата и место возможной встречи Пашиняна и Алиева. С каким политическим багажом лидеры двух стран идут на переговоры?
Действительно скоро пройдут первые официальные переговоры между Пашиняном и Алиевым. Речь об официальной встрече для обсуждения карабахского конфликта, а не о беседе сторон в рамках каких-то международных форумов и заседаний. Видно, что у сторон есть желание продвинуть переговорный процесс, застопорившийся после Казанской встречи 2011 года и окончательно вошедший в глубокий тупик вследствие «апрельской войны» 2016 года. Да, армянская сторона ставит задачу участия Карабаха в переговорном процессе, но это не предусловие. Скорее попытка восстановить формат переговоров, существовавший до 1998 года, когда Степанакерт напрямую участвовал в переговорах. Несмотря на то, что указанное заявление армянской стороны Баку принял в штыки, против выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ, однако у Еревана должна быть своя повестка, которой следует придерживаться. Повторюсь, вопрос участия Арцаха в переговорах не ставится в качестве предусловия Арменией. Армянская сторона, таким образом желает также разделить часть ответственности за будущий компромисс по конфликту с Карабахом. Хотя Пашинян заявляет, что такие комментарии не корректны, я считаю это правильным шагом, чтобы Карабах путем участия в переговорах взял на себя определённый уровень ответственности за процесс.
С учетом того, что стороны идут на переговоры с диаметрально противоположными позициями, что можно ожидать от встречи в Вене?
Конечно, решения карабахской проблемы ожидать не стоит, как и существенных прорывов. Можно надеяться, что сторонам удастся понять друг друга, представить свои позиции, определить те «красные линии», которые они перешагивать не будут. Иными словами, стороны попытаются понять вокруг каких вопросов возможны переговоры, а какие вопросы не подлежат дипломатическому торгу. Лишь после этого, можно будет продолжить переговоры.
Касательно разночтений «Мадридского документа», которым недоволен Ереван. Как думаете, удастся ли действительно достичь конкретизации этих принципов?
Знаете, именно в возможности разночтения «Мадридских принципов» заложена их жизнеспособность и приемлемость для сторон конфликта в качестве базы переговоров. Возможность разночтения делает этот документ как привлекательным, так и опасным. Замысел написания указанного документа состоит в том, чтобы каждая сторона конфликта восприняла и истолковала его по-своему. Мы имеем дело с дипломатическим документом, позволяющим сторонам конфликта спасти свое лицо. Так как позиции сторон очень далеки друг от друга, именно такой документ с рыхлыми дипломатическими формулировками и высоким потенциалом разночтения мог мотивировать их сесть за стол переговоров. В результате, армянская сторона делает упор на признание статуса Карабаха, о чем говорится в документе, а Баку ставит акцент на возвращение территорий. Об этом тоже говорится в «Мадридском документе». В связи с этим, если даже Пашиняну и Алиеву не удастся конкретизировать Мадридские принципы, они хотя бы попытаются понять друг друга и определить круг вопросов, вокруг которых можно будет продолжить переговоры.
Есть ли предпосылки считать, что Пашинян и Алиев будут анонсировать новый этап переговоров по Карабаху после Венской встречи?
Сложно сказать. В этом плане встреча в Вене может стать новым пристанищем для переговорного процесса, если лидеры Армении и Азербайджана подведут черту и действительно начнут какой-то новый процесс. Иными словами, вопрос в следующем: отказ от «Мадридских принципов», или продолжение переговоров на их базе. Долгожительству «Мадридского документа» в карабахских переговорах можно только позавидовать. Ведь он находится на столе переговоров более 12 лет. Он гораздо дольше предыдущих документов (пакетный, поэтапный планы решения конфликта и формат «общее государство» - прим. ред.) обсуждается и критикуется в процессе переговоров. Но то, что уже 12 лет документ обсуждается, значит, по сравнению с предыдущими версиями, он – наиболее сбалансированный, хотя бы с токи зрения посредников.
Есть мнение, что целью этого документа и переговорного процесса в целом является не урегулирование конфликта, а его управление. Вы согласны?
С этой точкой зрения можно было бы согласиться, если бы не «апрельская война» 2016 года. Апрельские боестолкновения продемонстрировали, что ни «Мадридский документ», ни даже подписанное еще в 1994 году Соглашение о перемирии не смогли сдержать сползание ситуации к войне. Таких гарантий нет. Таким образом, в настоящее время стороны должны решить – сохранить документ в качестве основы переговоров или отказаться от него. Если откажутся, возникнет вопрос: вокруг чего они должны вести переговоры в будущем. Будет создан новый документ? А насколько он будет исходить из интересов Армении и Карабаха? Все это конечно будет зависеть от навыков и потенциала переговорщиков. Многое также зависит от того, с какой внутриполитической легитимностью и консолидацией каждая из сторон подходит к переговорам. У армянских властей в этом плане впервые за последние 25 лет нет проблем. У них высокий кредит доверия внутри страны. Они находят понимание и поддержку также за переделами Армении. Может быть поэтому власти Армении уверены, что при новом этапе переговоров смогут выторговать более благоприятный документ для армянской стороны. Но это лишь догадки. Подтвердятся они или нет, покажут итоги встречи в Вене.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян