В последние два месяца в регионе произошли драматические события, приведшие к паузе в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном. После того, как Азербайджан совершил агрессию в Нагорном Карабахе, спровоцировавшую массовую депортацию армянского населения из региона, азербайджанская сторона дважды не явилась на переговоры. Президент Азербайджана Ильхам Алиев сначала не поехал в Гранаду в начале октября на встречу в пятистороннем формате, а затем были отложены запланированные на 20 числа того же месяца трехсторонние переговоры в Брюсселе.
О причинах и возможных последствиях пробуксовки переговоров на брюссельской площадке разобрался VERELQ.
Хотя Ереван и Баку заявляют о 70-процентной готовности мирного договора, который можно довести до полноценного согласования для его подписания в ближайшие месяцы, в переговорах повисла тревожная пауза. Азербайджан, который ранее отдавал предпочтение западному, точнее брюссельскому формату переговоров, после установления полноценного контроля над Нагорным Карабахом с выдворением его жителей оттуда, начал демонстрировать симпатии к российскому посредничеству. Альтернативой этому он рассматривает прямые переговоры между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении.
Пока Азербайджан взял паузу в переговорах и занят капитализацией своей победы, устраивая военный парад в опустошенном Степанакерте, армянская сторона заявляет о вопросах, которые все еще нужно согласовать сторонам, чтобы перейти к подписанию мирного договора.
«Краеугольным камнем мирного договора должно стать закрепление границы между двумя странами по картам СССР 1975 г.», - заявил после заседания правительства 9 ноября заместитель министра иностранных дел Ваан Костанян, при этом перечислив ряд вопросов, по которым у Еревана и Баку нет договоренностей. «Для нас вопрос уточнения границы остается очень принципиальным, важна также фиксация четырех принципов процесса деблокады, которые также зафиксированы в Гранадской декларации, а также очень важным будет создание четкого механизма урегулирования споров. Это вопросы, по которым обе стороны должны будут согласовать свои позиции», - сказал он.
Паузу в переговорах с Азербайджаном армянский аналитик, почетный президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян объяснил двумя обстоятельствами – меняющимися предпочтениями касательно переговорных площадок и содержанием.
«Именно вопросы, касающиеся того, на какой площадке должно быть окончательно согласовано и подписано соглашение о мире и урегулировании отношений между Арменией и Азербайджаном, сейчас стали важны. С другой стороны, Армения продвигает важность согласования вопросов касательно делимитации и демаркации границы, признания территориальной целостности друг друга и разблокировки транспортных коммуникаций в регионе. Здесь мы видим определенное расхождение в позициях, которые предлагает Ереван и на которых настаивает Баку», - сказал в беседе с VERELQ Борис Навасардян, при этом указав, что Баку ввел в оборот другой вопрос, так называемых анклавов, который еще больше может усложнить переговорный процесс.
Внешнеполитическое ведомство Азербайджана 8 ноября выступило с заявлением, в котором среди прочих претензий, адресованных к армянской стороне, подняло вопрос «8 азербайджанских сел», которые Армения, по мнению Баку, еще не вернула.
Отреагировав на азербайджанскую претензию в МИДе Армении сначала сослались на слова премьер-министра Никола Пашиняна, который в интервью Общественному телевидению озвучил ответные претензии к азербайджанской стороне. «Азербайджан поднимает вопрос восьми сел. Мы, в свою очередь, также заявляем, что у нас есть вопрос восьми сел, поскольку в той же Тавушской области, есть оккупированные Азербайджаном территории – в селах Беркабер, Айгеовит, Вазашен, Паравакар и других территориях», - сказал Пашинян.
Замминистра же иностранных дел Ваан Костанян посчитал это проблемой, связанной с делимитацией границ, между тем начатый по ней процесс не проявляет особой активности.
Армянская и азербайджанская комиссии по делимитации границы и пограничной безопасности в последний раз встретились в июле этого года. Когда состоится следующая встреча в МИДе не стали уточнять. «На данный момент сроков проведения новой сессии нет», - сказал Ваан Костян.
Подняв вопрос «азербайджанских сел» или возвращения «азербайджанцев в западный Зангезур» официальный Баку, как считает Борис Навасардян, пытается противопоставить возможность возвращения армян в Нагорный Карабах. Он не стал судить насколько серьезно стремление Азербайджана включить этот вопрос в переговорную повестку, ибо многое, по его словам, будет завесить от того, где «переговоры состоятся и на каком уровне». «Одним словом много неясностей, которые и обусловливают ту паузу, которую мы наблюдаем в переговорах», - сказал Навасардян.
Между тем пока Армения настаивает на разблокировке коммуникаций в рамках суверенитета и внутреннего законодательства, таким образом давая понять, что желает сама контролировать сообщение из Азербайджана в Нахиджеван по своей территории (хотя эти функции, согласно заявлению от 9 ноября 2020 года, делегированы российским пограничникам), Баку развернул очередной логистический проект для обхода Армении. На сей раз вместе с Ираном, по территории которого согласован маршрут железнодорожного сообщения и автомобильной дороги вдоль южного берега реки Аракс.
Глава Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с иранским коллегой Ибрахимом Раиси в Ташкенте 9 ноября выразил уверенность, что данный проект будет реализован «в короткие сроки и станет ещë одним направлением транспортного коридора Север-Юг».
В целом по мнению экспертов Армения и Азербайджан в вопросе ускоренного заключения мирного договора поменялись местами.
«Азербайджан, решив вопросы, которые ставились внутренней публикой перед руководством, может сейчас сделать паузу и ограничиться триумфальными мероприятиями, которые никак не связаны с территориальными вопросами. Это установление железного кулака, устраивание парадов и так далее», - резюмировал Борис Навасардян.