Дороги, проходящие по территории Армении, но не подконтрольные ей и выходящие за рамки ее суверенитета, для Ирана неприемлемы. Об этом заявил посол Ирана, доктор Мехди Собхани.
Коридор через Сюник
По словам посла, позиция Ирана в этом вопросе не подлежит изменению. «Эта позиция была озвучена на самом высоком уровне, и никто не может ее изменить. Наша позиция была озвучена Духовным лидером Ирана, который четко заявил, что мы не принимаем и не примем никаких изменений границ и геополитических изменений. Суть этого простого и четкого заявления заключается в том, что мы являемся сторонниками независимости, суверенитета и территориальной целостности Армении. Мы против всего, что может нарушить международные границы. В целом, в международном лексиконе «коридор» означает коммуникационный путь, но когда он используется в контексте Армении, получает особое правовое значение, и все те, кто повторяет этот термин, используют его с особым смыслом и имеют скрытые намерения», - заявил посол в эфире CivilNet.
Собхани особо подчеркнул, что Иран не выступает против разблокирования коммуникаций и считает естественным намерение Армении наладить отношения с соседями, но Иран против тех коммуникаций, которые, проходя по территории Армении, будут находиться вне ее контроля и суверенитета и ставить под вопрос независимость и территориальную целостность республики. «Неприемлемо говорить независимой стране, что она не может реализовывать свое суверенное право на своей же территории и кто-то другой должен прийти и контролировать эту территорию. Это - линия, которая предполагает геополитические изменения и главенство (других стран), именно против этого мы и выступаем», - заявил Собхани.
Дорога через Иран
Затрагивая тему строительства железной дороги, связывающей Азербайджан с Нахиджеваном через территорию Ирана, которую в Баку называют альтернативным маршрутом т.н. «Зангезурского коридора», посол отметил: «Тут нет ничего нового, вы не должны становится жертвой психологического давления на эту тему. Возможно, за этой психологической пропагандой скрываются какие-то иные цели. В прошлом также азербайджанские фуры въезжали на территорию Ирана, чтобы доехать до Нахиджевана. В основном транспортировалось топливо, а фуры повреждали дорогу, она становилась некачественной. Чтобы сократить путь и не повреждать наши дороги, маршрут был немного изменен. В этом вся суть и ничего более. Это не является заменой».
«3+3»
Затрагивая ситуацию в регионе, посол отметил, что формат «3+3» является одним из путей, которые могут привести регион к миру. «Этот формат важен по нескольким причинам. В первую очередь, впервые в Тегеране была проведена встреча в подобном формате на уровне глав МИД. Это означает, что Иран может стать центром дипломатии в регионе и привнести мир, стабильность и безопасность», - заявил он, добавив, что важным элементом достижения мира является именно диалог. Одним из важных месседжев встречи в Тегеране стало то, что «региональные проблемы должны решаться странами региона», поскольку последствия конфликтов в регионе затрагивают непосредственно эти страны. «Страны, находящиеся по ту сторону океана, не пострадают, если в нашем регионе будет война, поток беженцев и вынужденных переселенцев не направляется в эти страны, они не сталкиваются с проблемами разрушений и гибелью людей. То есть страдают именно страны региона, соответственно именно они и должны решать эти проблемы», - заявил он.
Собхани добавил, что форматов может быть множество, уже 30 лет они используются, но не дают результатов. «Причиной неудач было игнорирование стран региона. В подобных условиях игнорируются реалии решения конфликта. Посему формат «3+3» является реальным форматом достижения взаимопонимания для обеспечения решения проблем. Без этого взаимопонимания мы не сможем пройти общий путь», - заявил он.
Арцах
Говоря об Арцахской проблеме, посол отметил, что Иран в соответствии с международным правом признает территориальную целостность как Армении, так и Азербайджана. «Однако это не означает, что должны нарушаться права тех людей, которые там (в Нагорном Карабахе) находятся. Мы считаем, что права народа Нагорного Карабаха должны быть обеспечены, они должны иметь возможность реализовать свои права, это реалии, которые никто, в том числе и Азербайджан, не может игнорировать. Когда возник карабахский кризис, когда беженцы из Нагорного Карабаха прибыли в Армению я встретился с группой беженцев в Капане и спросил, почему они покинули свои дома. Они ответили, что сделали это, поскольку была угроза их жизни. Страна, которая считает этих людей своими гражданами, должна сделать все для того, чтобы они чувствовали себя в безопасности и не покидали свои дома. Мы являемся сторонниками соблюдения законных прав этих людей», - заявил он .
Самая маленькая, но лучшая
Посол отметил, что у Ирана с Арменией самая маленькая, но «самая лучшая» граница. «Мы никогда не чувствовали угрозы со стороны Армении, Армения также никогда не подвергалась угрозе со стороны Ирана. Это – граница дружбы и взаимной выгоды. Для Армении эта граница обеспечивает связь с Ираном, странами Персидского залива, а также Индии, для Ирана эта граница обеспечивает связь с Севером – Грузией, Черным Морем и проч. К счастью, в политическом аспекте мы всегда поддерживали друг друга на различных международных площадках, по многим вопросам мы придерживаемся одной и той же позиции, есть высокий уровень политического доверия», - заявил он, добавив, что армяно-иранские отношения имеют вековую историю и «никакое внешнее давление или ядовитые ветры не могут из разрушить».