В ходе своего последнего брифинга спикер МИД РФ Мария Захарова отметила, что при реализации известного положения Трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России от 9.11.2020-го года по разблокированию региональных коммуникаций, пограничный контроль за транспортным сообщением между западными регионами Азербайджана и его Нахичеванской автономией должны осуществлять подразделения ФСБ, как это записано в упомянутом документе.
Пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян в ответ вновь озвучила известную позицию Никола Пашиняна, согласно которой, нет такого международного документа, согласно которому Ереван бы передал часть своих суверенных прав какой-либо третьей стране. Иначе говоря, Ереван не считает Трехстороннее заявление документом, из которого для Еревана вытекают сегодня какие-либо обязательства, поскольку после осуществленной Азербайджаном этнической чистки в Арцахе и нарушением Баку ряда пунктов Трехстороннего заявления, оно фактически утратило смысл.
Примечательно, что все остальные обязательства Еревана по Трехстороннему заявлению перевыполнены: армянские подразделения были отведены далеко вглубь от позиций, которые занимали на момент подписания и на которых и должны были остановиться; Азербайджану вернули не только военнопленных, но и двух азербайджанских бандитов-диверсантов, убивших в 2014-ом году подростка в Карвачарском районе и приговоренных к длительным срокам тюремного заключения Степанакертским судом.
«В ответ» Баку не только не вернул всех военнопленных, но и занял ряд приграничных территорий Армении, закрыл Лачинский коридор и осуществил депортацию арцахских армян. На претензии Еревана в связи с закрытием Лачинского коридора Москва отмечала необходимость разблокирования коммуникаций, а Баку утверждал, что «Зангезурский коридор» должен иметь такой же статус, как и Лачинский коридор. Ереван не уступал: в итоге мы потеряли Арцах.
В сегодняшнем сообщении телеграмм-канала еще несущего свою службу в Арцахе Российского миротворческого контингента в этой связи отмечается, что обеспечение безопасности мирных жителей, разминирование местности от взрывоопасных предметов, участие в проведении ремонтных и сельскохозяйственных работ, доставка и выдача гуманитарных грузов нуждающимся, оказание медицинской помощи местному населению были основой повседневной деятельности российских миротворцев.
Далее в сообщение говорится: «Необходимо заметить, что как бы не старались армянские пропагандисты обвинить Россию и ее миротворцев в «сдаче Карабаха», факты говорят обратное. Затягивание Ереваном выполнения взятых на себя обязательств (демаркация границ, открытие транспортных коридоров), а также публичное признание Пашиняном карабахской территории в составе Азербайджана исключило вторую сторону конфликта. Российские миротворцы в этих условиях уже не могли препятствовать Баку наводить порядок на своей территории. Ведь Армения, которая в переговорном процессе представляла интересы Нагорного Карабаха просто «слила» Степанакерт ради своих сиюминутных интересов».
С таким утверждением можно согласиться и констатировать полный провал политики Никола Пашиняна, если, конечно, ставить во главу угла интересы Арцаха. Если же исходить из того, что главной задачей внешней политики правительства Пашиняна является пошаговое вытеснение России из региона, то… То все логично: можно говорить о торжестве внешней политики Пашиняна, ведь сегодня сложилась ситуация, когда Ереван может игнорировать упомянутое Марией Захаровой положение 9-го пункта Трехстороннего заявления.
Рубен Маргарян