Комлева: Южный Кавказ - зона столкновений геополитических интересов и гуманитарных политик
В настоящее время регион Южного Кавказа является наиболее обширной зоной уязвимости с точки зрения когнитивных ментальных войн, которые сегодня ведутся. Регион стал зоной столкновений не только геополитических интересов, но и гуманитарных политик разных стран.
Об этом сегодня на обсуждениях круглого стола, проходящего в рамках организованной НИИРК совместно с Центром российских исследований Ереванского государственного университета VII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги - 2023. Цели и ценности», заявила замдиректора НИИРК по научной работе Валентина Комлева.
Комлева обратила внимание участников обсуждений на то, что, говоря о безопасности, основное внимание концентрируется на военном, экономическом и социальном аспектах, вопросы духовной гуманитарной безопасности оказываются вне зоны влияния. Это позволяет «под шумок» принимать решения, которые на момент принятия оказываются незаметными, но в долгосрочной перспективе оказывают стратегическое влияние.
Она отметила, что есть две группы причин, по которым формируются угрозы гуманитарного характера в регионе Южного Кавказа: глобальные и региональные. Одной из глобальных причин, является отсутствие идеалов и ценностных ориентиров для социального конструирования. «Ни либеральные, ни традиционные концепты, никакой другой концепт сегодня не могут предложить те ценности и смыслы, на основании которых мы можем обеспечить безопасное развитие личности», - заявила Комлева.
Подчеркнув, что в регионе Южного Кавказа наиболее стабилизирующим фактором являются религиозные и культурные традиции, она проинформировала: «По нашим исследованиям, которые были проведены в регионе, именно религиозные и историко-культурные традиции попадают под прицел конкурирующих концептов, как правило, либеральных, которые предлагаются экспертами и отчасти элитами этих стран. Мы наблюдаем динамику либерального социального конструирования в ряде стран, в частности в Армении». Она обратила внимание собравшихся на то, что к примеру, в Армении идут обсуждения по изменению учебных планов и исключения предмета «История армянской церкви». При этом Комлева обратила внимание, что для Армении церковь это одна из основ духовной безопасности личности.
Говоря о причинах угроз духовной гуманитарной безопасности исключительно регионального толка, Комлева указала на цивилизационную мозаичность Южного Кавказа. «Это некий такой разрозненный регион со смесью языков, народов, религий, политик, экономик, что не дает возможности говорить о высоком потенциале гуманитарной безопасности», - подчеркнула она. Еще один феномен, считает Комлева, это одновременная ориентация и на свободу, и на подчинение, как личности, так и отдельных сообществ. «Отсюда противоречивая политика идентичности и противоречивая политика международной субъектности. То есть с одной стороны говорится о том, что мы являемся международным субъектом, самостоятельным игроком, с другой стороны – работает некий феномен подчиненности», - заметила Комлева.
Она подчеркнула, что Южный Кавказ - зона столкновений не только геополитических интересов, но и гуманитарных политик разных стран, проводимых с целью сохранения стран в зоне своего влияния. «Речь идет и о цивилизационных основах, и о религиозных аспектах, и о ценностях, и о концептах. Речь идет о том, что будет доминировать либеральный концепт или традиционные ценности?» - задалась вопросом она.
«Еще один важный аспект – фрагментация информационного пространства. Сегодня наблюдается пересечение западного, российского и национального информационного пространства. Исключение одного из них приведет к некоему дисбалансу. Мы все понимаем, что, если из региона Южного Кавказа, к примеру, уйдут российские медиа и телеканалы, мы с вами потеряем канал продвижения тех дружеских отношений, тех духовных основ, на которых выстраивались наши отношения. При этом будут внедряться иные ценности. Однако это выбор элит, это выбор самой страны», - заявила Комлева.
Она также затронула тему влияния арцахского конфликта на духовную гуманитарную безопасность. «Карабахский конфликт сместил внимание с гуманитарных проблем духовного характера на социально-экономическую гуманитарную безопасность, на сохранение жизни людей. Это понятно, идет вооруженный конфликт, гибнут люди, часть находится в ситуации изоляции, им нужна помощь. И, естественно, внимание в регионе сосредоточено на эти аспекты гуманитарной безопасности. Однако и в этих условиях могут тихо приниматься решения относительно духовных институтов – церкви, школы, образования. В информационном поле мы этого почти не видим, потому что заняты экономической, социальной и политической безопасностью. А потом окажется, что решение, имеющее стратегически важное значение для обеспечения духовных основ и устоев общества, уже принято», - заключила эксперт.