Насколько банковская система Армении готова к общему финансовому рынку Евразийского экономического союза? Возможен ли общий финансовый рынок ЕАЭС без единой валюты?
На эти и другие вопросы корреспондента ИАЦ VERELQ в кулуарах XIV Евразийского экономического форума в Вероне ответил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Главы стран Евразийского экономического союза намерены к 2025 году создать общий финансовый рынок. Насколько государства ЕАЭС готовы к этому шагу?
Вы знаете, мы очень часто планируем, потом оказывается, что наши планы сдвигаются или реализуются в каком-то ином виде. Хотелось бы, чтоб ЕАЭС был объединен не только декларациями об экономической интеграции и едином экономическом пространстве. По моему мнению, самым мощным объединяющим фактором является единая валюта, и Евросоюз тому свидетельство. При всех политических замечаниях, которые любят делать эксперты в адрес Европы, я считаю, что Европа сделала гигантский шаг в позитивном направлении, вводя единую валюту и единую Шенгенскую зону. И мы, в общем, в части передвижения товаров, людей пошли по этому пути в рамках ЕАЭС. Я думаю, что введение единой валюты стало бы очень мощным шагом. Придем мы к нему или нет, сейчас затрудняюсь сказать, потому что наши партнеры непредсказуемы, ну, мы тоже иногда непредсказуемы, но легче кивать на партнеров. Но хотелось бы, чтобы единая валюта в Евразийском экономическом союзе все же состоялась. Не уверен, что это гарантировано к 2025 году будет, но я думаю, что здравый смысл возьмет верх, и они присоединятся к одной валюте.
Но в планах Евразийской экономической комиссии пока не говорится о единой валюте, речь идет лишь об общем финансовом рынке к 2025 году.
Понимаете, финансовый рынок без общей валюты не будет полноценным. И в этом смысле финансовый рынок включает в себя единое бюро кредитных историй, единые налоговые директивы и систему налоговых платежей. Но все-таки я рассматриваю единство валютного рынка в будущем. Думаю, что все эти задачи мелкими шажками будут решены, пусть не в течение трех, пяти лет, но в течение десяти лет такая дорожная карта у нас должна появиться. И тогда уже под нее можно сделать другие формулы сближения и объединения финансовых рынков.
Насколько, по Вашему мнению, банковская система Армении готова к общему финансовому рынку ЕАЭС? Она будет конкурентоспособна?
Знаете, я высоко оцениваю управление банковской системой Армении, не только потому, что мой друг Тигран Саргсян, который возглавлял Центральный Банк Армении, в свое время ее создавал. Не только потому, что его последователи довольно четко придерживаются некоего курса на некую независимость банковской системы и в то же время стабильность, потому что она для своего масштаба показала себя устойчивой. И особенно феноменальным для меня показалось то, что в условиях этого года, когда такая трагедия постигла Армению, война и послевоенные события, но тем не менее удивительным образом банковская система пока проявляет достаточный уровень устойчивости, и даже курс валюты вернулся к исходному, что меня просто поразило. Падал до 500 драмов с чем-то, а потом снова поднялся до 470 драмов за доллар. Это удивительный результат, но он достигнут, конечно, за счет сжатия экономики. Так что там есть и плюсы, и минусы. Я надеюсь, что армянские банки будут конкурентоспособны в условиях общего финансового рынка ЕАЭС, но гарантировать, конечно, я ничего не могу. Я не такой эксперт по Армении.
Одной из главных экономических проблем Армении остаётся вопрос недостатка инвестиций. Чем Армения может привлечь инвесторов, в частности из России?
Любую инвестицию можно заинтересовать только стабильностью. Политической, в первую очередь, экономической, во-вторую очередь. Должна быть выработана какая-то платформа развития, в которую захотят вкладываться инвесторы из других стран. Если внутри самой страны нет такой уверенности, и люди уезжают, капитал, соответственно утекает, то рассчитывать на инвестиции внешние нереально. Поэтому нужна платформа, которая, в первую очередь может сдерживать свой капитал и своих граждан. А потом уже будут внешние инвестиции. Что касается вопроса, чем привлечь, безусловно, проектами в сфере цифровизации, программного обучения, технологий Hi-Tech, потому что других ресурсов у Армении, кроме мозгов, нет.
Айк Халатян