Промежуточная точка или новый этап по Карабаху? Маркедонов о встрече Путин-Пашинян-Алиев
В первый день послепраздничной трудовой недели в Москве состоялись трехсторонние переговоры президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении. Как оценивать этот саммит? Можно ли говорить о нем, как некоей промежуточной точке в процессе карабахского урегулирования или это начало принципиально нового этапа?
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
«Во-первых, встреча в Москве стала первым раундом переговоров Алиева и Пашиняна после окончания «осенней войны» в Карабахе. Не видно, чтобы лидеры двух стран нашли за это время какое-то прорывное компромиссное решение. Пашинян акцентирует внимание на нерешенных проблемах (возвращение военнопленных, статус Карабаха), тогда как Алиев говорит о перспективах. Невооруженным взглядом виден разный психологический настрой двух лидеров. Президент Азербайджана может позволить себе говорить о конфликте в прошедшем времени, тогда как Пашинян имеет крайне малое пространство для маневра. Внутри Армении он воспринимается значительной частью общества, как политик, потерпевший страшное поражение, пошедший на необъяснимые уступки. Во многом он становится лицом проигранной войны. Встреча в Москве зафиксировала разные ожидания Баку и Еревана. В азербайджанском случае налицо стремление закрыть историю, а в армянском, напротив, сделать неудачу не столь катастрофической.
Во-вторых, встреча в Москве укрепила такой тренд, как выход России на первые роли в мирном урегулировании. Встреча прошла не в формате Минской группы. Авторитет последней сильно пошатнулся во время второй карабахской войны. Сегодня лидеры двух кавказских стран, несмотря на всю разность их позиций, видят именно в России ведущую силу, способную сыграть конструктивную роль в разрешении противостояния. Но дальше начинаются разночтения. И далеко не факт, что другие игроки не попытаются лидерские позиции Москвы оспорить. Но пока российское руководство не хочет сбавлять темпов и пытается предложить свою конструктивную повестку- реализацию планов по восстановлению разрушенной инфраструктуры региона. Таким образом, будет создаваться защитная основа, своеобразная страховка от невозобновления боевых действий. Риск новых разрушений будет сдерживать стороны от военной активности», - отмечает эксперт.
Пожалуй, возобновление мирного процесса в условиях нового статус-кво можно считать главным итогом московского саммита по Карабаху, резюмирует Маркедонов.