Начальник Генштаба ВС РА фактически заявляет, что за несколько месяцев до войны предупреждал, что нашим врагом является не только Азербайджан, но и Турция, о чем было доложено политическому руководству Армении. Но, фактически, за эти месяцы политико-дипломатический корпус страны не смог предотвратить войну. То есть, с нашими союзниками, с соседними государствами и странами региона не велось никакой работы. Об этом в беседе с VERELQ заявил экс-советник президента Арцаха, учредитель и глава аналитического центра «Энакет» («Точка опоры») Тигран Абраамян, комментируя заявление главы Генштаба Вооруженных сил РА Оника Гаспаряна.
По словам Абрамяна, в этом послании есть еще один важный факт: Оник Гаспарян, по сути, заявляет, что доложил об общей ситуации на фроне заседании Совета безопасности на четвертый день войны, отметив, что в течение двух-трех дней необходимо предпринять меры для остановки войны, в противном случае "при продолжении боевых действий с этой интенсивностью наши ресурсы в сжатые сроки будут исчерпаны и в течение каждого последующего дня мы будем иметь более неблагоприятные условия для переговорного процесса".
"Фактически, это было в то же время, когда Россия сделала публичное предложение - сначала через МИД, затем устами президента Владимира Путина. Напомню, что это предложение было публичным, его условия существенно отличались от тех, которые мы получили на 44-й день войны, когда Никол Пашинян подписал соглашение. Получается, что политическая власть Армении и лично Никол Пашинян получили четкую оценку ситуации от начальника Генштаба Вооруженных сил, призвавщего прекратить войну любой ценой, но каких-либо усилий в этом направлении не было предпринято, либо этих усилий было недостаточно", - сказал он.
Напомним, в начале октября Сергей Лавров заявил, что "вывод ВС Армении из пяти регионов должен сопровождаться гарантиями безопасности, надежным коридором между Арменией и Карабахом, а после этого должен быть решен вопрос об окончательном статусе". Глава МИД РФ также заявил, что в Нагорном Карабахе должны быть развернуты миротворцы для контроля за сохранением режима прекращения огня.
Таким образом, продолжил Абрамян, это факт, что при посредничестве России поступали предложения о прекращении войны на гораздо более выгодных для нас условиях, но Никол Пашинян, имея детальную оценку ситуации от Генштаба, Вооруженных сил и зная о реальных угрозах, предложенные варианты не выбрал:
"В результате он завершил войну на худших для над условиях", - подчеркнул Тигран Абрамян.
VERELQ напоминает также, что некоторое время спустя, 21 октября, Пашинян и вовсе заявил, что у конфликта в Нагорном Карабаха на данном этапе нет дипломатического решения: "Мы должны осознавать, что вопрос Карабаха — хотя бы на данном этапе и начиная с данного этапа еще очень долгое время — не может иметь дипломатического решения. Все подобные предложения должны считаться завершившимися", -сказал он в ходе очередного прямого эфира. Примечательно, что в это же время в Москве глава МИД Армении Зограб Мнацаканян встретился с Сергеем Лавровым. В тот же день в Москве находился и министр иностранных дел Азербайджана.