22.11.2024
У этой войны есть крупный заголовок жирными буквами: Турция против свободного мира - Эскин
prev Предыдущие новости

Армяно-турецкая война в Арцахе: когда Алиев признает провал своей авантюры?

В Нагорном Карабахе уже третий день идут ожесточенные бои. Азербайджанские войска с первого дня начали наступление по всей границе Республики Арцах: от Омарского перевала на севере до реки Аракс на юге. При этом с первых часов наступления азербайджанская армия подвергает ударам с помощью артиллерии и ударных беспилотников столицу Арцаха Степанакерт и другие населенные пункты республики.

Армии обороны Арцаха удалось уже днем 27 сентября остановить продвижение противника, а уже вечером и ночью того же дня отбить многие потерянные ранее позиции. При этом нанеся противнику большие потери в живой силе и технике. В результате чего противник, несмотря на применение почти всего своего арсенала вооружений и ввод в бой крупных сил, не смог достичь какого-либо серьезного успеха ни на одном из участков наступления.

В итоге “блицкрига” не получилось, и сейчас война фактически принимает постепенно затяжной характер, без больших шансов для азербайджанской армии на прорыв армянской линии обороны. Баку придется или вести войну на истощение, или переносить боевые действия на новые участки, то есть на государственную границу Армении, дабы помешать переброске сил и техники из Армении в Арцах. И судя по всему Баку решил пойти вторым путем, начав с утра 29 сентября  наносить удары по приграничному с Арцахом городу Варденис (через него идет одна из двух автомагистралей в Нагорный Карабах) и близлежащим селам, а также расположенным в этом районе подразделениям Вооруженных сил (ВС) Армении. И можно прогнозировать, что лишь вопрос времени начало боев и обстрелов по всей границе в Тавуше, а не исключено, что и на границе с Нахичеваном. Тем более, что около Нахичевана пролегает имеющая для Армении стратегическое значение трасса в Арцах и Иран.

При этом надо отметить, что Азербайджан уже использовал практически весь свой арсенал тяжелого вооружения, в частности крупнокалиберные реактивные системы залпового огня (РСЗО), ТОС “Солнцепек”, а также авиацию. А вот главные козыри армянской стороны: оперативно-тактические ракетные комплексы (“Искандер”, “Точка-У”, “Эльбрус”) и многоцелевые истребители Су-30СМ, пока не задействованы. Минобороны Армении лишь после обстрелов Вардениса предупредила о готовности применить против противника тяжелые системы РСЗО.

К тому же, в случае продолжения интенсивных боевых действий или перехода к войне на истощение армянская сторона может нанести удар по стратегическим нефтепроводам и газопроводам Азербайджана. Все технические возможности для этого у Еревана и Степанакерта есть. И в этой связи надо заметить, что у Армении нет таких объектов инфраструктуры, имеющих критическое значение для экономики страны и доходов госбюджета.

С учетом нынешнего положения дел на передовой, встает вопрос, что же побудило президента Азербайджана Ильхама Алиева пойти на подобную авантюру. Ведь у Баку не было количественного или качественного превосходства над армянской стороной для гарантированной победы, а серьезные неудачи на фронте чреваты внутриполитическими потрясениями вплоть до потери власти семьей Алиева. В этой связи надо отметить, что именно после поражений на фронтах карабахской войны происходили все смены власти в Азербайджане до прихода к власти отца нынешнего президента Гейдара Алиева.

К сожалению, именно данный факт будет препятствовать усилиям посредников по прекращению огня, так как завершение сейчас войны без каких-либо серьезных успехов на фронте на фоне огромных потерь грозит серьезнейшими внутриполитическими проблемами. Достаточно вспомнить многотысячный несанкционированный митинг в Баку во время июльских боев в Тавуше, притом, что тогда было довольно локальное столкновение.

Можно констатировать, что Алиев угодил в вырытую им самим же ловушку: когда ты годами вселяешь в собственный народ ненависть к армянам, подпитываешь жажду реванша и убеждаешь, что у твоей армии якобы абсолютное превосходство над армянскими силами, приходит момент, когда тебе придется что-то делать, ведь твое общество жаждет войны и требует от тебя ее начать. Результатом чего становится фактически бессмысленная война без шансов на успех.

Хотя в нынешних событиях важную роль сыграл и другой фактор – политика Турции в регионе в целом, и в Азербайджане в частности. Если отец нынешнего президента ввел в отношениях с братской для Азербайджана Турцией в оборот лозунг “один народ – два государства", то правление Ильхама Алиева может завершиться уже под лозунг “один народ –одно государство”. И реализацию этой концепции мы уже видим наглядно в Карабахе: мало того, что Анкара безоговорочно поддержала и приветствовала агрессивные действия Баку, выразила готовность оказать всяческую помощь, так еще, согласно руководству Армении и Арцаха, принимает участие в боях через своих военных советников и операторов БПЛА Bayraktar, сотнями и тысячами боевиков-исламистов, переброшенных Анкарой из оккупированных ею территорий Сирии в Азербайджан. Поэтому можно уже спокойно называть нынешнюю войну не армяно-азербайджанской, а армяно-турецкой.

При этом надо понимать, что для Турции выгоден любой исход нынешней войны. В случае успеха Азербайджана это станет демонстрацией эффективности военно-политического союза Баку с Анкарой. А если Баку потерпит поражение, что намного вероятнее, то ее объяснят “российской помощью армянам”, что приведет к резкому ослаблению позиций Москвы в Азербайджане, и соответственно еще большему усилению влияния Турции.

В этой ситуации Россия стоит перед тяжелым выбором: отказ от помощи Армении, территория которой подвергается нападению, и за безопасность которой Москва несет ответственность как в рамках ОДКБ, так и двухсторонних соглашений, грозит ей потерей союзника в лице Армении, а также нанесет мощнейший удар по имиджу Москвы как надежного союзника и партнера, страны, с интересами которой надо считаться. А открытая помощь Армении грозит потерей влияния на Азербайджан, ослаблением ее позиций в регионе.

Что же касается прекращения боевых действий, то пока надежд на это мало. Судя по массовому призыву резервистов в Азербайджане до начала наступления, и официальную мобилизацию после начала боев, а также мобилизацию резервистов в Армении и Арцахе, стороны не ждут скорого окончания боев. Как было уже сказано выше, Алиев не может допустить прекращения боев без какого-либо серьезного успеха на передовой, которого пока нет. И для него в этой ситуации будет предпочтительнее затянуть войну, перевести ее в позиционную стадию, чем открыто признаться в провале своей авантюры и прекратить бои.

С учетом этого, армянской стороне придется на поле боя принуждать противника к миру. Даже небольшие территориальные приобретения противника, как в апреле 2016 года, чреваты тем, что через пару лет можно ожидать нового азербайджанского наступления. Единственный шанс на более или менее длительную передышку – это нанесение противнику тяжелого поражения и существенного продвижение армянских позиций, как это случилось в 1994 году. Как ранее заявлял министр обороны Армении Давид Тоноян, противник должен свыкнуться с формулой: “новая война – новые потерянные территории”.

Что касается действий армянской стороны на дипломатическом фронте, то не исключено, что в случае продолжения боевых действий Армения признает независимость Нагорного Карабаха, что кардинально поменяет ситуацию в переговорном процессе. Ранее армянские власти не шли на этот шаг, несмотря на сильное общественное давление и критику, дабы не ставить под угрозу переговорный процесс. Но пока, судя по словам лидера парламентского большинства Лилит Макунц, активно обсуждается заключение военно-политического союза Армении с Арцахом.

Айк Халатян 


 

Президент Арцаха Араик Арутюнян принял военное крещение - пресса дня
Следующая новость next