На чем основываются депутаты, принимая решения по законопроектам? Почему премьер избегает прямых ответов на вопросы о карабахском урегулировании? Рассматривается ли поэтапный вариант урегулирования конфликта? Как в парламенте решают споры? Пожертвует ли “Мой шаг” Сасуном Микаеляном или кто станет “крайним?
ИАЦ VERELQ представляет наиболее яркие эпизоды работы парламента за неделю.
Закон vs кулаки: кто выиграл?
После нашумевшей драки вице-спикера парламента Армении Алена Симоняна с представителем движения “Адекват” Артуром Даниеляном, в комиссии по государственно-правовым вопросам был рассмотрен весьма актуальный вопрос. ППА предлагала ускорить рассмотрение в судах дел о защите чести и достоинства. По задумке автора Геворка Петросяна законодательное регулирование позволит не ждать годы рассмотрения дел, что в перспективе снизит стремление многих граждан защитить свою честь с помощью кулаков. Законопроект неожиданно удостоился негативной оценки некоторых представителей правящего блока “Мой шаг”.
Депутат фракции "Мой шаг" Ваагн Овакимян отметил, что идея законопроекта для него была приемлема, но он будет голосовать против поправок. Объясняя свою позицию, он обвинил Петросян в том, что он политизировал законопроект, а также своими намеками оскорбил правящую силу. Коллегу поддержал и депутат Сурен Григорян. Этого “обоснования”, по оценкам депутатов, хватило для того, чтобы бойкотировать весь законопроект. Они демонстративно покинули зал, не дождавшись голосования по внесению дополнений к документу, которые представил их же соратник, член фракции “Мой шаг” Артур Давтян.
Проблема была в том, что, представляя поправки Петросян в качестве примера привел оскорбительные выражения, преимущественно используемые премьер-министром Николом Пашиняном в ходе его публичных выступлений, в том числе и в парламенте. Он также припомнил драку вице-спикера Алена Симоняна.
Новые традиции парламентского диспута или петушинные бои
Уже к концу недели стало очевидным, что в армянском парламенте борьбе “закон vs кулаки” с большим перевесом побеждают кулаки, в особенности, когда есть возможность под шумок ударить со спины.
8 мая работу парламента пришлось прервать из-за разбушевавшихся страстей, переросших в банальную уличную драку. Так называемые борцы с “криминальной субкультурой” решили решать споры в лучших традициях этой самой субкультуры.
Все началось с выступлений членов фракции ПСА по итогам обсуждений доклада о выполнении программы правительства за 2019 год. За день до этого, выступили представители профильных комиссий и преимущественно члены правящего блока. Посему выступления большей части представителей ПСА пришлись на утро следующего дня. Начиная свое выступления член ПСА Тарон Симонян отметил, что намеревался коснуться в своем выступлении и положительных сторон, но накануне представители правящего блока так много об этом сказали, что он сразу перейдет к пробелам.
Выступления всех членов ПСА было критичным, однако Ани Самсонян решила, что “нет предела совершенству” и пошла дальше. Депутат практически обвинила премьер-министра Никола Пашиняна в использовании трибуны парламента для самоутверждения, сравнив его с мачехой Белоснежки, постоянной вопрошающей “Свет мой зеркальце, скажи…”. Самсонян также подчеркнула, что у властей не хватает мужества признать свои ошибки.
В свою очередь, член фракции “Мой шаг” Бабкен Тунян заявил, что “восхищается” теми коллегами, которые не разбираясь ни в чем, говорят обо всем. Не называя имен, он назвал эту категорию своих коллег “тупицами” и “подонками”, которые преднамеренно сгущают краски, чтобы создать панику среди населения и тем самым спровоцировать еще большее ухудшение ситуации. Тунян также обвинил ПСА в том, что они раздают недовольным проводимыми социальными программами гражданам номер его мобильного.
Глава фракции “Светлая Армения” Эдмон Марукян, представляя позицию фракции, для начала решил коснуться комментариев Туняна, однако это ему не удалось. Депутаты фракции “Мой шаг” начали с места комментировать выступление Марукяна. И тут отличился Сасун Микаелян. Началась словесная перепалка, Микаелян даже попытался запустить в Марукяна пластиковой бутылкой, которую оперативно отобрал сидящий рядом депутат Андраник Кочарян.
В итоге Микаелян пообещал “врезать” оппозиционеру, после чего Марукян вышел из-за трибуны и сразу же “получил” от коллеги. Депутаты попытались оттащить Микаеляна, а Марукян решил ответить обидчику тем же и “ринулся в бой”. Депутаты и присутствующие члены правительства, скопились у трибуны, “разнимая и толкая” друг друга.
“Пионер”, ты в ответе за все!!!
С извечным вопросом “Кто виноват?” представители правящего большинства разобрались быстро. Виновата “банда Сержа Саргсяна и обслуживающая ее парламентская фракция”.
Когда руководству парламента и службе безопасности НС удалось утихомирить “горячих” народных избранников, было созвано совещание Совета НС, однако входящий в Совет глава фракции ПСА присутствовал на нем недолго, он удалился и собрал для обсуждения ситуации членов своей команды.
Обсуждения в Совете продлились несколько часов, а с выводами, к которым пришли члены совета поделился вице-спикер Ален Симонян: “Я настаиваю на том, что это была спланированная провокация. Эта провокация носит продолжительный характер. Избрана следующая схема: ситуация в зале накаляется заявлениями депутата Ани Самсонян, используются такие слова, как “истерик” и многие другие. Затем выходит он (Марукян. - VERELQ) и продолжает провоцировать, обращается на “ты”, - заявил он. Симонян уверен, что именно Марукян “наехал” на Микаеляна, после того, как только сошел с трибуны, а последний поддался на провокацию. Вице-спикер заверил, что никто из членов фракции “Мой шаг” не откажется от мандатов из-за произошедшего.
После завершения заседания Совета НС, фракция правящего блока “Мой шаг” также созвало заседание. По имеющимся данным, отношение членов фракции к произошедшему было не столь однозначным. Как сообщил источник VERELQ, так называемое соросoвское крыло фракции поставило вопрос жестко - Сасун Микаелян должен сложить мандат. Сторонники Микаеляна категорически против этого. Тем не менее, фракция решила поддержать Микаеляна, по крайней мере официально. Выступая с трибуны парламента глава фракции правящего блока Лилит Макунц заявила: “Я не пытаюсь никоим образом оправдать этот инцидент. И подтверждаю, что сожалею о случившемся. Одновременно хочу, чтобы мы все констатировали, что ПСА привносит в парламент повестку дня не “Светлой Армении”, а находящихся за пределами парламента хулиганов. И это факт”.
Поскольку проходили обсуждения доклада о реализации программы правительства за 2019 год, премьер-министр Армении Никол Пашинян должен был в соответствии с регламентом выступить с итоговым заявлением. Однако он использовал эту возможность для того, чтобы сделать заявление в связи с инцидентом. Он заявил, что в Армении сформировалась исключительная ситуация – каждый день власти становятся жертвой насилия. И это насилие оказывает “банда Сержа Саргсяна и обслуживающая их парламентская сила”, заявил Пашинян. Премьер осудил Сасуна Микаеляна за то, что он “поддался на провокацию”.
Между тем, ПСА сразу после возобновления заседания заявила о том, что намерена временно бойкотировать работу парламента. По словам лидера фракции Эдмона Марукяна ПСА ждет политических оценок и политических последствий в связи с произошедшим, на основании которых обсудить свою дальнейшую стратегию работы в НС. Политические оценки правящей силы и главы правительства прозвучали уже после ухода фракции и, судя по их содержанию, вряд ли удовлетворят ПСА. Сложит ли ПСА в знак протеста свои мандаты, спровоцировав роспуск парламента, или же найдет иные методы решения проблемы, покажет время. Многие наблюдатели все еще не исключают и возможность ухода Сасуна Микаеляна, полагая, что это будет сделано на добровольно-принудительной основе, но без привязки к инциденту.
Интересен и другой факт. За день до инцидента глава ПСА и премьер-министр Никол Пашинян провели встречу тет-а-тет.
О чем договорились или о чем не сумели договориться собеседники официально не отмечалось.
Вопросы без ответов, как метод “успокоить неспокойных”
В ходе представления доклада депутаты неоднократно и в разных формах попытались выяснить у премьера обсуждается или нет поэтапный вариант урегулирования. Пашинян ограничился общили фразами и отговорками, что об этом говорилось неоднократно.
“Я неоднократно касался этого вопроса с самых разных трибун. Не то, чтобы мне сложно еще раз повторить, но, я считаю, что постоянно говорить об одном и том же не следует, у этого вопроса один ответ. Если этот ответ изменится, вы все об этом узнаете”, - пообещал он.
Независимый депутат Тигран Улиханян отметил: “Все прекрасно. Если переговоры по этому документу не ведутся, скажите об этом, ради общего спокойствия”. Пашинян отпарировал: “Если моё нет может успокоить, то значит за прошедшие годы неоднократно успокаивал беспокоящихся. А если после этого “нет” еще придется успокаивать? Не могу же я этим заниматься 24 часа в сутки. Хочу сказать, я уже сто раз успокаивал. Извините, я уже ответил на вопрос”.
Уже отвечая на вопрос секретаря фракции “Процветающая Армения” Армана Абовяна, Пашинян добавил: “Я не хочу и не попущу, чтобы какие-либо силы запугивали нас и доводили до того, чтобы мы сидели на переговорах с дрожащими руками, боясь даже чихнуть, чтобы это не вылилось в очередную историю».
Он подчеркнул, что действующие власти уполномочены народом вести переговоры по урегулированию конфликта. “Мы используем эти полномочия, а также весь дипломатический потенциал и имеющиеся возможности за столом переговоров.
И пусть никто нам не говорит: “О чем это вы ведете переговоры”. О чем нужно, о том и ведем”, - заявил он.
Он призвал прекратить все расспросы по вопросу карабахского урегулирования. “В вопросе урегулирования конфликта существует один принцип – пока не согласовано все – не согласовано ничего”, - отметил Пашинян.
Что интересно, глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в ходе обсуждений в комисси по внешним отношениям 4 мая также избегал формулировки однозначно опровергающей факт обсуждения поэтапного урегулирования.
“Не учитывать принципы, которые мы представили, невозможно. Самое главное — не допустить разрушения системы безопасности, а вопрос статуса является одним из приоритетных инструментов обеспечения безопасности. Мы говорили об этом неоднократно. Армения была и остается единственным гарантом безопасности народа Арцаха. Любое обсуждение вопроса статуса и безопасности основано на одном важном принципе сохранения и укрепления приоритетов. То, что сегодня существует, в реальности является системой безопасности. Наши позиции сегодня прочны, и я чувствую себя уверенно, поскольку в нашем обществе сформирован консенсус по этому вопросу. Внутренняя сила и консенсус еще более укрепляют наши позиции”, - заявил он.
Наряду с этим, министр все же представил какая форма поэтапного урегулирования может быть приемлема для армянской стороны.
Для нас важно сформировать такой вариант урегулирования, при котором обязательства сторон сопоставимы, ощутимы и контролируемы. В этом и заключается приоритетная задача. Если же, говоря о поэтапном урегулировании, подразумевается вариант, когда одна сторона начинает выполнять свои обязательств в значительных масштабах и не получает сопоставимого ответа, этот вариант не сработает», - заявил Мнацаканян.
На уточняющий вопрос депутатов, означает ли сказанное, что армянская сторона не придает важности, будет ли решение поэтапным или пакетным, если не нарушаются принципы соразмерности и сопоставимости обязательств сторон, Мнацаканян ответил утвердительно.
Нана Ваграмян