Почему обвиняемому по уголовному делу 1 марта, бывшему начальнику Генштаба ВС Армении, бывшему генеральному секретарю ОДКБ Юрию Хачатурову не разрешено пересекать границу Армении? Полиция Республики Армения сегодня, 10 июня, распространила сообщение, в котором говорится следующее:
«Считаем необходимым пояснить, что выезд подсудимого Юрия Хачатурова не был разрешен по той причине, что не было разрешения, оформленного решением органа, осуществляющего производство, по надлежащему процессуальному документу.
Часть 6 статьи 143 уголовного судопроизводства РА устанавливает, при случае, если обвиняемый скрылся от органа, осуществляющего уголовное производство, или без разрешения выехал в другую страну, прокурор обращается в суд с ходатайством перевести залог в доход государства.
Очевидно, что обвиняемый, в отношении которого избрана мера пресечения в виде залога, может выехать в другую страну исключительно с разрешения органа, осуществляющего производство.
Разрешение органа, осуществляющего производство, должно выражаться не иначе, как соответствующим процессуальным документом по решению. Между тем, в данном случае такого решения не было принято, и письмо, направленное судом в Главное управление уголовного розыска полиции РА, не было основано на таком процессуальном решении.
Решение о разрешении на выезд с надлежащим процессуальным документом, вытекает из логики статьи 143 Уголовно-процессуального кодекса РА, в которой законодатель, неоднократно используя термин “разрешить”, считает формой его выражения решение суда.
Например, часть 1 той же статьи устанавливает, что с разрешения суда в качестве залога может быть принято недвижимое имущество. Разрешение недвижимого имущества в качестве предмета залога может быть выражено исключительно решением суда о признании залога допустимой мерой пресечения.
Кроме того, требование оформление о разрешении или недопущении выезда обвиняемого в другую страну надлежащим процессуальным документом вытекает также из необходимости обеспечения его обоснованности и мотивации.
Законность разрешения на выезд обвиняемого и защита его прав предполагают, что позиция суда о разрешении или недопущении выезда должна быть мотивирована и выдаваться надлежащим образом тем документом, который может дать возможность оспаривать его, что также отсутствует в данном случае».
Что произошло
Адвокат Юрия Хачатурова Мигран Погосян заявил в субботу, 8 июня, что армянские пограничники не разрешили бывшему генсеку ОДКБ Юрию Хачатурову выехать в Грузию.
«Хачатуров направлялся в свой родной город Тетри-Цкаро в Грузии по личным делам. Несмотря на отсутствие запрета на передвижение, Хачатурова остановили на границе», - сказал адвокат агентству Sputnik Армения.
По словам Погосяна, еще до отъезда Хачатурова его защита обратились в суд для получения специального разрешения, которое дало бы дополнительную гарантию на свободное перемещение и пересечения границы. «Тем не менее, сотрудники (погранслужбы – прим.) не пустили Хачатурова, проигнорировав официальное разрешение суда, копия которого была при нем», - отметил адвокат.
Он добавил, что о проблеме незамедлительно проинформировали омбудсмена Армении.
«Сейчас защитник прав человека пытается выяснить законность запрета на выезд. Очевидно, что изначально должностные лица Армении, ограничивая передвижение Хачатурова, превысили свои полномочия, и после получения решения суда о снятии запрета, не предприняли мер по исполнению этого решения. Мы будем последовательны, чтобы все виновные понесли наказание», - сказал адвокат.
Омбудсмен Армении пока не прокомментировал данный факт.
Дело «1 марта»
В феврале Специальная следственная служба заявила, что завершила предварительное следствие по делу о разгоне акций протеста оппозиции 1-2 марта 2008 года, по которому проходят второй президент Армении Роберт Кочарян, занимавший тогда должность начальника Генштаба Сейран Оганян, бывший заместитель министра обороны и экс-генсек ОДКБ Юрий Хачатуров и бывший руководитель администрации президента Армен Геворгян. Следствие обвиняет Кочаряна, Оганяна и Хачатурова по статье «свержение конституционного строя». Экс-президенту вменяется также получение взятки в особо крупных размерах. Кочарян считает обвинения сфабрикованным политическим преследованием.