Последние политические события в Азербайджане, которые детонировало в конце 2018 года новое уголовное дело против отбывающего наказание блогера Мехман Гусейнова, выявили серьезные тектонические изменения в отношениях власть-общество. Главной отличительной чертой этого явления стала демонстрация силы и влияния Интернет и потери информационного воздействия официальной государственной пропаганды на умы людей, передает contact.az.
B частности, митинг оппозиции 19 января, который по своей массовости, вовлеченности граждан и эмоциональности заметно отличался от акций последних 14 лет. Последний масштабный антиправительственный всплеск был отмечен 26 ноября 2005 года во время парламентских выборов.
Нынешний митинг хотя и созывался оппозицией, но был представлен широким кругом лиц, ранее не вовлеченных в политическую борьбу. Это была демонстрация консолидации граждан недовольных существующим положением вещей. Об этом свидетельствует массовые вызовы в полицию участников митинга с целью выявления причин, побудивших людей откликнуться на зов оппозиции.
Базисным катализаторам роста недовольства, бесспорно, является социально-экономический кризис, который необоснованно затянулся, развеяв надежды населения на скорый выход из тяжелой ситуации, который власти обещали.
Кризис, который в открытой форме стартовал в марте 2015 года с девальвации маната так и не был преодолен, потому что не были предприняты оперативные меры по его устранению. Некоторые подвижки начались только в 2018 году, но носят непоследовательный и не комплексный характер. Падение уровня жизни практически всех слоев населения продолжалось (средняя номинальная заработная плата населения снизилась с $542 до $224) из-за стагнации в экономике (рост BBП - 1,4% за счет нефти) наряду с ростом цен на товары первой необходимости (рост 40%), снижения покупательной способности двукратно девальвированного маната (2,16 раза) в условиях высокой импортозависимости (например, импорт молока вырос в 2 раза, мяса - в 4 раза и т.д.).
Это стало главным мотивом для активизации общества в борьбе за свои социально-экономические и политические права. Именно обреченность и безнадежность становится главными мотивирующими факторами протестного настроения.