Предъявление второму президенту Армении Роберту Кочаряну обвинения по статье 300.1 УК Армении, которая была принята через год после кровавых событий 1 марта 2008 года, с должности является насмешкой над правосудием и уголовным правом. Об этом на своей страничке в Facebook написал адвокат Тигран Атанесян.
Экс-президенту Армении Роберту Кочаряну предъявлено обвинение по делу “1 марта”. Его обвиняют в свержении конституционного строя в предварительном сговоре с другими лицами.
Обвинение Кочаряну было предъявлено 26 июля после его трехчасового допроса в Специальной следственной службе по делу о событиях 1 марта 2008 года в качестве свидетеля. В тот же день Спецследственная служба представила ходатайство в суд об избрании в его отношении ареста в качестве меры пресечения. В настоящее время идет заседание суда, где обсуждается ходатайство Специальной следственной службы.
Также свидетелем по делу вызван нынешний генсек ОДКБ Юрий Хачатуров, который в то время занимал должность начальника гарнизона Еревана. В качестве обвиняемого привлечен бывший министр обороны Армении Микаэл Арутюнян, который на данный момент не находится в республике. Он объявлен в розыск по обвинению к причастности к расстрелу демонстрантов.
Сам Кочарян квалифицировал уголовное преследование в своем отношении вендеттой, подчеркнув, что “даже Кустурица не смог бы додуматься бы до этого”. По словам второго президента, все происходящее является миной замедленного действия, заложенной под основу государственности. Он посчитал также опасным дискредитацию армии страны, находящейся в условиях войны. “Они уже назначили виновных, теперь ищут соответствующие формулировки для обеспечения обвинения”,- подчеркнул он.
Как считает Атанесян, суд над Кочаряном будет историческим. «Впервые (не считая случая с Каджазнуни) в качестве обвиняемого будет проходить бывший глава государства. Это должно быть уроком для всех последующих властей Армении. В этом плане судебный процесс должен быть безукоризненным. В противном случае процесс будет напоминать линчевание, и будет поставлен под сомнение следующими поколениями»,- пишет адвокат.
А вот глава комиссии по внешним вопросам парламента Армении Армен Ашотян считает случившееся политическим террором. “Нет, это не вендетта. Это правовая вакханалия и политический террор”,- отмечает он.
Кроме того, эксперты указывают на наличие у Кочаряна конституционного иммунитета. Согласно статье 140 Конституции, президент не может быть подвержен преследованию во время своего пребывания на посту и после этого за действия, исходящие из его статуса.
В этой связи возникает вопрос – исходили ли действия Кочаряна 1-2 марта 2008 года из его статуса. Тем не менее, адвокат Тигран Атанесян считает, что данная статья Конституции не освобождает Кочаряна от ответственности, поскольку она регулирует дискреционные полномочия президента.
“Проще говоря, если объявление Чрезвычайного положения было правомерным, то Кочарян не может быть подвергнут преследованию, если же данное решение было незаконным, то может. Основной мишенью следствия должно быть обсуждение и нахождение ответа на этот вопрос”,- подчеркивает адвокат.
События после президентских выборов в Армении 2008 года — серия протестов, состоявшихся в Армении после президентских выборов 19 февраля 2008 года. Массовые протесты против нарушений, сопровождавших выборы, были проведены в столице страны Ереване и организованы сторонниками кандидата в президенты и первого президента Армении Левона Тер-Петросяна.
В ходе столкновения митингующих с органами правопорядка погибло не менее 8 демонстрантов и 1 военнослужащий, было госпитализировано 33 сотрудника полиции. Общее количество обратившихся в больницу составило около 230 человек.