Считается, что любые процессы в Арцахе напрямую обусловлены перманентной угрозой на передовой. Имели ли июньские митинги и последовавшие им отставки влияние на активизацию Азербайджана на передовой, или это невзаимосвязанные процессы, какие ожидания имеют арцахцы от президента Бако Саакяна? Ответы на все эти вопросы VERELQ попытался выяснить у экс-депутата, аналитика Ваграма Атанесяна.
- Господин Атанесян, как Вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в Арцахе на сегодняшний день? Она стабилизировалась или пока есть глубинные процессы?
- На мой взгляд, ситуация довольно стабильная, есть, конечно, отдельные группы, в том числе и депутат НС Айк Ханумян, которые продолжают борьбу, но, мне кажется, они не пользуются общественной поддержкой. Более того, я не думаю, что в действительности в Арцахе имела место серьезная нестабильность. Были митинги с требованием отставок некоторых должностных лиц, которые были удовлетворены, что означает, что власти полностью контролируют ситуацию. Думаю, что реформы будут носить продолжительный характер, о чем заверил и президент Бако Саакян.
-За последние месяцы Азербайджан активизировался на передовой, стянув к линии фронта живую силу и технику. Как на Ваш взгляд, связано ли это с внутриполитическими процессами в Арцахе, или это два невзаимосвязанных процесса?
- Я думаю, что эти два процесса не взаимосвязаны. Вне зависимости от того, какие требования в Арцахе выдвигают те или иные политические деятели со своими немногочисленными соратниками, противник пошел бы на эти действия. На мой взгляд, это больше связано со сменой власти в Армении и сложившейся в регионе ситуацией. Имею ввиду тот факт, что в результате последних демократических процессов в Армении резко повысился ее международный имидж, что не может не тревожить Баку. Азербайджан, вероятно, считает, что демократические процессы в Армении и повышение ее международного имиджа приведут к улучшению ее позиций в процессе карабахского урегулирования. Поэтому Баку всячески пытается препятствовать демократическим процессам в Армении, вовлекая ее в гонку вооружений путем постоянного наращивания своего военного потенциала и провоцируя внутриполитическое недовольство постоянными провокациями на границе. Я думаю, поведение противника продиктовано именно этими факторами, он пытается изменить ситуацию в свою пользу угрозами применения силы.
- Активность Азербайджана активизировала разговоры о том, что Баку готовится к войне. Несмотря на то, что угроза войны всегда присутствовала в регионе, последние действия АР на передовой, а также изменение законов республики и их приспособление к нормам военного положения, делают эту угрозу более реалистичной. Какова Ваша позиция на сей счет?
- Очень сложно прогнозировать дальнейшие действия противника. Но думаю, что вопросы войны и мира не регулируются суверенными Азербайджаном, особенно вопрос начала войны, поскольку для этого должна быть договоренность с силовыми центрами или, по крайней мере, с одним из них. А в настоящее время пока в мире нет серьезных процессов противодействия, не думаю, что какой-либо из этих центров окажет свое содействие, если Азербайджан решит создать в регионе новые разделительные линии, новые очаги напряженности. Все понимают, что новая война не будет походить на войну 1992-1994 годов, она будет более широкомасштабной и разрушительной с учетом уровня милитаризации сторон. Именно поэтому я думаю, что Баку на сегодняшний день не рискнет пойти на обострение. Могут быть локальные обострения, но широкомасштабную войну Азербайджан не начнет, поскольку не имеет права и смелости на это.
При этом, я думаю, что азербайджанский истеблишмент подобными шагами пускает пар, поскольку милитаризация в этой стране достигла апогея, и ВС поднимают перед властями определенные вопросы. Не надо исключать и тот вариант, что генералитет может осуществить в Азербайджане военный переворот. Во избежание этого сценария политический истеблишмент во главе с Алиевым перманентно организует военные учения и переброску сил к передовой. Генералитет во всех странах амбициозен, а в таких странах, как Азербайджан, где милитаризация поднята на уровень государственной политики, можно представить его ожидания. Алиев проводит свою политику, именно с учетом возможности подобного развития ситуации.
- Возвратимся к внутриполитическим процессам: в прошлом году, когда в Арцахе прошли промежуточные выборы, Бако Саакян спрогнозировал о предстоящих реформах, в том числе и кадровых. Эти реформы для Вас очевидны?
- Уже через год президент Саакян приступил к реальным реформам, изменился состав кабмина. Обсуждается также вопрос о структурных реформах. Думаю, возникнет необходимость и в законодательных реформах. В частности, есть необходимость организации общественного дискурса вокруг Избирательного Кодекса с учетом предстоящих в 2020 году президентских и парламентских выборов. Политическое поле также нуждается в рестарте. Более того, есть также определенная потребность в конституционных реформах, особенно с учетом того, что соответствующие изменения мы можем уже осуществить на уровне Национального Собрания. На мой взгляд, после летних каникул в Арцахе ожидается активный политический сезон.
Беседовала Лия Ходжоян