Премьер-министр Армении Никол Пашинян на мероприятии 28 мая в Сардарапате, посвященном 100-летию провозглашения Первой Республики, в своей речи проводил много исторических параллелей, назвал имена почти всех ярких фигур данного исторического периода, кроме Гарегина Нжде – известного армянского государственного деятеля и полководца того времени.
По странному совпадению, в мероприятиях в мемориальном комплексе «Сардарапат» не присутствовал и спикер парламента Армении Ара Баблоян. Он является представителем Республиканской партии Армении, смещенной с армянского политического олимпа в результате возглавляемой Пашиняном “бархатной революции”. Идеологической основой РПА является учение Нжде «Цехакронутюн» (националистическая идеология, согласно которой высшей ценностью для индивидуума является его нация, вне которой он не может полноценно существовать).
Более того, в РПА считают Гарегина Нжде “национальным героем для армянского народа”, памятник которому недавно установили в центре Еревана – недалеко от главного офиса Республиканской партии.
Военно-политическое наследие Нжде как для Первой Республики, так и для современной Армении сложно не заметить. Он в 1920 году отказался признавать соглашение, заключенное 10 августа между Республикой Армения и РСФСР, согласно которому Красная Армия заняла “спорные между Арменией и Азербайджанской ССР территории (Карабаха, Зангезура и Нахичевана)”.
Все другие политические и государственные лица Первой Республики, которую тогда возглавляла состоящая в настоящее время в коалиции с блоком Пашиняна партия АРФ “Дашнакцутюн” подчинились требованиям данного соглашения. Среди них и командовавший армянскими войсками в Зангезуре генерал Дро (Драстамат Канаян), имя которого несколько раз в своей речи в Сардарапате упомянул Пашинян.
После того, как Дро покинул Зангезур (город на Юге Армении), его помощники – командующий Капанским районом Гарегин Нжде и командующий Сисианским районом Погос Тер-Давтян – отказались признавать соглашение, опасаясь, что Зангезур будет отдан Советскому Азербайджану.
В боях с Красной Армией вскоре погиб Тер-Давтян, и Нжде единолично возглавил восстание в Сюнике. В декабре 1920 года он провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил, а спустя несколько месяцев, в апреле 1921 года была провозглашена Республика Горная Армения. Нжде возглавил её в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел.
По мнению историков, по большому счету результатом упорства Нжде и возглавляемой им борьбы стало то, что Зангезур остался в составе Армении и страна в итоге не была отрезана от Ирана. Судьба других объявленных спорными на тот момент территорий – Карабаха и Нахичевана – известна всем. Восстаний там не было и они просто перешли под контроль Азербайджана.
Игнорирование персоны спикера Национального собрания в нынешней парламентской Армении вызвало ожидаемое возмущение Республиканской партии. Более того, подконтрольный РПА парламент в этом году впервые был исключен из “протокольной тройки” – президент, премьер-министр и парламент. Баблоян был приглашен не как представитель полюса власти – парламента, а только в числе трех депутатов фракции Республиканской партии Армении. То есть как простой депутат “Аппарату парламента сообщили, что в этом году председатель Национального Собрания не включен в указанную тройку”, - говорится в официальном заявлении пресс-службы парламента.
По мнению комментаторов, пренебрегая государственным протоколом и не упоминания имя Нжде в своей речи, Пашинян преследовал цель публично проигнорировать находящийся под контролем РПА парламент и фактор указанной партии в политике.
Пламенная речь Пашиняна, по их мнению, свидетельствовала о продолжении борьбы за власть в Армении. С другой стороны ясно, что по политическим мотивам Баблоян не был приглашен в Сардарапат как спикер парламента, а Пашинян в своей речи перечислил заслуги почти всех ярких фигур Первой Республики кроме Нжде. “Он проигнорировал не только РПА, но и наследие их идеологического отца”, - отмечают комментаторы. В качестве причины они отмечают сложившиеся в стране политические реалии.
В Армении, после «бархатной революции» и прихода к власти команды лидера протестов Никола Пашиняна, сложилась довольно интересная политическая ситуация. Политическая команда Пашиняна, контролирующая правительство, хоть и пользуется общественной поддержкой, но ее позиции шатки в парламенте. Блок «Елк» («Выход»), фракцию которого до недавних пор возглавлял Пашинян, представлен в парламенте лишь 9 депутатами.
Тогда как отказавшаяся от рычагов исполнительной власти под давлением массовых акций протестов Республиканская партия контролирует парламент. В связи с этим, команда Пашиняна настаивает на проведении досрочных парламентских выборов для окончательного разрешения внутриполитического кризиса, с чем не согласна РПА. «В настоящее время мы готовимся к выборам в Национальное собрание 2022 года», - на днях с таким заявлением выступил глава парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян.