VERELQ представляет обзор армянской прессы.
Газета «Грапарак» пишет: "По нашим сведениям, после своего назначения на пост премьер-министра Никол Пашинян попытался предпринять некоторые шаги по снижению тарифов на газ и электроэнергию. Ответственные за отрасли направили Пашиняна в банк KFW, где реализуются кредитные проекты по улучшению отраслей. Мы поинтересовались у нашего правительственного источника, действительно ли ожидается снижение тарифов. «Всего лишь 10 дней, как мы назначены на должности, такие цели действительно есть, однако, о том как и какими способами нам удастся реализовать это, пока рано говорить, нужно немного подождать, и помимо этого, данный вопрос также необходимо рассмотреть в Комиссии по регулированию общественных услуг».
Газета «Иратес» пишет: «Говорят, что президент Армении Армен Саркисян делает все возможное для того, чтобы его имя никоим образом не было связано с правительством Никола Пашиняна, что само по себе означает: а) Президент Армении Армен Саркисян предрекает этому правительству серьезное фиаско. б) Он не играет никакой роли в этих кадровых назначениях. В ответ на это наше замечание один из представителей его ближайшего окружения сказал: «Армен Саркисян просто предпочитает роль арбитра». Тем не менее, давайте вспомним, что в прессе недавно было написано, что одного из самых успешных кадров правительства Пашиняна - министра иностранных дел, предложил именно Армен Саркисян».
Газета «Жаманак» пишет: "Согласно достигнутой между премьер-министром Николом Пашиняном и председателем партии «Процветающая Армения» Гагиком Царукяном договоренности, «Блок Царукян» назначит губернаторов Армавира, Гегаркуника, Сюника и Котайка. Хотя и Котайкская область передается Царукяну, однако, как уже сообщалось, губернатор Котайка Карапет Гулоян будет отправлен в отставку. Новая власть тем самым показывает, что отвергает покровительство, и родственные, дружеские и кумовские связи не должны играть роль в продвижении по карьерной лестнице».
Газета «Грапарак» пишет: "Премьер-минисрт Никол Пашинян удивился, когда ему сказали, что в «Новой Армении» свобода слова подвергается давлению, особенно со стороны членов его команды.Ему представили, что любая критика или неприятные высказывания в его адрес или в адрес кого-то из его команды принимаются в штыки и поинтересовались, собирается ли он напомнить членам своей команды, что это революция любви, и эта любовь должна царить не только в команде в отношениях друг с другом, но и может проявляться даже в отношении Республиканской партии, и тем более к свободе слова и прессы. «Я, честно говоря, не знаю о подобном явлении, но если Вы говорите, что есть подобное явление, то да, призываю своих сторонников относиться к критике как к возможности», - сказал Пашинян.
«Отметим, что даже Республиканская партия Армении, которую мы обвиняли в том, что они ведут Армению по пути Северной Кореи, с таким фанатизмом и жестокостью не набрасывалась на своих критиков, как делают это сегодняшние революционеры, которые до такой степени зомбированы, что буквально обожествили Никола Пашиняна, и не дай Бог, чтобы кто-то сказал о «мессии» что-то нелицеприятное».
Газета «Голос Армении» пишет: «В субботу Никол Пашинян выступил с очередным видеообращением, в котором заверил, что отныне никаких указов в адрес судебной системы из резиденции на Баграмяна 26 не будет. Ранее озвученное заявление премьера о необходимости скорейшего освобождения политзаключенных наткнулось на встречное заявление генпрокурора Артура Давтяна о том, что в Армении политзаключенных нет.
Генпрокурора можно понять: если бы он согласился с премьер-министром, то это согласие означало бы что он не имеет понятия об уголовном законодательстве, а вот последующие ссылки Пашиняна на необходимость общественной дискуссии и бесед с родственниками жертв вооруженного захвата полка ППС 17 июля 2016 г. при желании можно квалифицировать как попытку вмешательства в дела правосудия. "Те эпизоды, где нет жертв, - это простой вопрос, и обвиняемые по этим статьям должны выйти на свободу", - заявил премьер. Но ведь кроме жертв были вооруженное вторжение, захват военизированного объекта, заложники…
В оценках действий группы Павлика Манукяна и Варужана Аветисяна изначально доминировал эмоциональный подход. С первых дней в обращение был запущен миф о том, что речь идет о героях -участниках войны в Арцахе, хотя на самом деле далеко не все члены группы имели отношение к военным действиям. К тому же никакие прошлые заслуги не могут служить оправданием насилия. Отсутствие кардинальных мер по обезвреживанию вооруженной группы (в абсолютном большинстве демократических стран захват военизированного объекта был бы квалифицирован как теракт, а члены группы подлежали бы физическому устранению) общество восприняло как проявление слабости со стороны власти, хотя власть пыталась избежать кровопролития. В итоге ни один из членов группы не погиб.
Сегодня известные правозащитники советуют членам группы после вынесения мягких приговоров обратиться к президенту и премьер-министру с просьбой о помиловании и признать свои ошибки. Главная ошибка заключается в том, что подельники Манукяна и Аветисяна полагали, что смены власти можно добиться только вооруженным путем. Господа правозащитники просто не задумываются о последствиях своих советов, ведь лояльное отношение со стороны новой власти может привести в будущем к повторению подобных "ошибок" со смертельным исходом.
Пашинян говорит, что следует принять во внимание интересы семей погибших полицейских. Может, просто принять во внимание букву закона, а не эмоциональные требования родственников и друзей членов группы, которые уже прибегли к революционному методу блокирования улиц и здания суда! Член фронта "Во имя государства Армения" Алек Енигомшян на днях сказал, что исполнительная власть не может отдавать приказы судебной власти, но она имеет право высказать свое мнение по поводу того, что суд принимает решения в рамках разбирательства, которое не является справедливым. Енигомшян, в частности, указал на то, что в деле нет доказательств гибели двух полицейских от рук членов вооруженной группы. Высказался и Варужан Аветисян.
По его словам, все ссылки на гуманность, человеколюбие и ложную солидарность противоречат праву на самозащиту, праву на восстание, то есть естественному и первоочередному праву. Все ссылки на жертв и заложников, по его словам, лишь средство пресечь революцию, но Аветисян уверен, что народ не позволит "остаткам режима" повернуть революцию вспять. Если Енигомшян ставит во главу угла несовершенство судебной системы, то Аветисян говорит о "первоочередном" праве на восстание, которое преподносит как вооруженную самозащиту от режима. Нечто подобное говорят и участники уличных акций, которые требуют освободить группу Манукяна - Аветисяна.
Подобное требование озвучил на днях и сопредседатель Учредительного парламента Гарегин Чугасзян. Он объявил бессрочную голодовку, требуя освобождения членов вооруженной группы. По словам Чугасзяна, необходимо создать комиссию, которая разберется в ситуации. В интервью телеканалу "Центр" он провел аналогии между покушением на Адольфа Гитлера и захватом полка ППС. В ходе покушения, по его словам, погибли ни в чем не повинные люди, например, уборщица, но ведь те, кто организовал покушение на Гитлера, не планировали убийство других людей, они хотели избавить мир от зла. Чугасзян делает упор на то, что члены вооруженной группы не планировали убийство полицейских, а выступали против власти.
Если правосудие пойдет на поводу у улицы, то в ближайшее время можно ожидать и мягких приговоров в отношении членов группы Артура Варданяна (дело "Норк-Мараш"). А почему бы нет? Эта группа ничего совершить не успела, она только закупала оружие, вынашивала план взорвать самолет президента и проч. Может, Варданяна и подельников вообще следует отпустить из зала суда, ведь господа руководствовались политическими мотивами и вообще хотели как лучше! Чем не политзаключенные? По той же революционной логике придем к амнистии Наири и Карена Унанянов. Они ведь расстреляли 8 человек в зале парламента, включая лидеров блока "Единство", тоже по политическим мотивам во имя торжества справедливости, потому что, как и члены группы Манукяна-Аветисяна, ошибочно думали, что иного способа смены власти не существует.
Сторонники Манукяна и Аветисяна проводят уличные акции в надежде на то, что новая власть учтет заслуги группы в борьбе с властью республиканцев. Они считают, что в условиях победившей революции это главное. А может, главным все-таки является основополагающее право человека на жизнь! А как быть с семьей ветерана войны в Арцахе Артура Ванояна, как смотреть в глаза сыну и вдове Гагика Мкртчяна, родителям и детям Юрия Тепаносяна? Помните их возмущение при виде того, как Манукян, пританцовывая, вошел 8 июня 2017 г. в зал судебных заседаний!
Никакая революция, никакие изменения политической ситуации не должны влиять на правый суд именем закона. Никакие комиссии не могут заменить закон. И даже ссылки на то, что до сих пор правосудие в Армении зависело от телефонного права и указующей руки властей, не заставит думать иначе. Если новая власть дрогнет под напором уличных акций сторонников группы и пойдет по пути давления на суд, то о совершенствовании судебной системы можно будет забыть всерьез и надолго. Приговор членам группы может быть вынесен только согласно букве и духу уголовного законодательства, а не по законам победившей революции. В противном случае мы очень скоро вернемся к формату временных судов и приговоров Вышинского».
Газета «Жаманак» пишет: "Падение цены на сахар в последние дни на рынке серьезно обеспокоило «короля» сахарного песка, предпринимателя, депутата от Республиканской партии Армении Самвела Алексаняна. Об этом пишет газета «Жаманак». «Для того чтобы на этом рынке не появились новые игроки, Алексанян решил импортировать в Армению сырье сахарного тростника и на собственном заводе в Ахуряне производить сахарный песок. Согласно нашим сведениям, 40 тонн сырья сахарного тростника из Бразилии уже в дороге. Производство сахарного песка в Армении, конечно, приведет к снижению цен, но в любом случае монополия останется в руках Алексаняна, поскольку в случае его производства в республике будет невыгодным импортировать сахарный песок из третьих стран».