Структура правительства Армении будет изменена, появится первый вице-премьер-министр, а заседания исполнительного органа власти станут закрытыми. Об этом 1 февраля заявил министр юстиции Армении Давид Арутюнян.
Правительство Армении на заседании в четверг одобрило законопроект «О структуре и деятельности правительства», предусматривающий введение новой должности первого вице-премьера. «Законопроектом предусмотрено, что правительство будет состоять из премьер-министра, первого вице-премьера и двух вице-премьеров, а в его состав войдут 18 министерств», - сказал Арутюнян.
В числе нововведений он отметил обязательное принесение клятвы со стороны министров, с учетом того, что члены парламента и судебной системы также приносят клятву. Кроме того, предусмотрены ситуации, в которых премьер-министр должен будет подать в отставку, в частности, при получении гражданства другой страны или нарушения требований предусмотренных законом.
В числе важных положений, которые предусмотрены поправками, он отметил проведение закрытых заседаний правительства. Лишь в исключительных случаях по решению премьер-министра некоторые отрывки заседаний могут проводиться в открытом формате. При этом для обеспечения прозрачности деятельности правительства предусмотрены гарантии освещения и представления общественности подробностей проведенных заседаний.
Министр не видит ничего странного в проведении закрытых заседаний. «Армения является исключением почти во всем мире с точки зрения проведения открытых заседаний, что приводит зачастую к негативным последствиям. Сегодня даже самые демократические страны проводят закрытые заседания правительства», - сказал Арутюнян, добавив, что проведение заседаний правительства в закрытом формате позволяет более откровенно и свободно обсуждать различные вопросы, выступать с критикой тех или иных положений.
При этом он отметил, что речь идет не только о запрете на допуск к заседаниям представителей СМИ. «Не только СМИ. Сегодня на заседаниях присутствуют представители различных структур, которые не входят в состав правительства», - сказал он.
Другим законопроектом «О структуре и деятельности Правительства Республики Армения», одобренном на заседании кабмина 1 февраля, четыре силовые структуры - полиция, служба национальной безопасности, служба государственной охраны и контрольную служба - перейдут под контроль премьер-министра.
Пока полиция и служба национальной безопасности действуют при правительстве, однако с апреля 2018 года перейдут под личный контроль премьер-министра. Именно тогда завершится срок полномочий президента Армении Сержа Саргсяна и государственная система перейдет к парламентской форме правления, что предусмотрено новой Конституцией страны.
В настоящее время неясно кто возглавит правительство после завершения транзита политической системы, и чья команда будет управлять государством. Это главная политическая интрига в Армении, о которой говорят все – от простых граждан, до прессы и политиков. В качестве будущего главы армянского государства в прессе фигурируют две имени – действующий президент Серж Саргсян и премьер-министр Карен Карапетян.
Между тем ясно, что после апреля текущего года новый премьер-министр будет руководить всей исполнительной властью (без верховенства президента, как сейчас), через контрольную службу он будет следить за выполнением принимаемых решений. На вопрос журналистов – не собирают ли силовые органы в руках премьер-министра «по мерке» Сержа Саргсяна, Арутюнян отвечать не стал. «Республиканская партия Армении объявит своего кандидата в премьер-министры, когда мы будем к этому готовы», - заявил он.
По сути, переход к парламентской форме правления, по крайней мере, в сейчас ничего принципиального не меняет в логике управления государством. Лишь полномочия президента переходят к премьеру, который в результате становится сверхвлиятельной персоной в армянском политикуме. Иными словами, происходит сверхцентрализация власти в руках премьер-министра, тогда как переход к парламентской системе несколько лет назад официальные лица объясняли необходимостью становления государственных институтов и обеспечения их подотчётности и прозрачности.