В Турции 16 апреля проходит референдум по поправкам в Конституцию, итогом которого может стать превращение страны из парламентской в президентскую республику. На референдуме на 167140 избирательных участках будут голосовать 55,3 миллиона турецких граждан. Кроме того, в тюрьмах будет создан еще 461 избирательный участок. Граждане Турции, проживающие за рубежом, проголосовали досрочно.
Как отмечает “Би-би-си”, если граждане Турции одобрят предлагаемые поправки в конституцию, президент страны получит новые полномочия: он будет лично назначать министров, представлять бюджет, выдвигать кандидатуры большинства судей высших судов и издавать указы, которые получат статус законов. Президент также сможет объявлять чрезвычайное положение и распускать меджлис. Новыми поправками президент становится главой исполнительной власти, упразднив пост премьер-министра.
Президент сможет не покидать ряды своей политической партии, как это предусмотрено ныне действующей конституцией. Увеличивается число депутатов парламента - c 550 до 600. Возрастной порог для кандидатов на выборные посты снижается с 25 до 18 лет. Отменятся практика перевыборов, вводится система "запасных" депутатов.
Конституционные изменения по переходу к президентской системе были ранее одобрены парламентом Турции и подписаны президентом Тайипом Эрдоганом, пишет РИА Новости. Депутаты парламента от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и большинство депутатов от националистической Партии национального движения поддержали проект, в то время как оппозиционные партии — левоцентристская Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов выступили против, обвинив Эрдогана в стремлении к установлению единоличной власти.
Оппозиция считает, что победа сторонников Эрдогана приведет к бесконтрольному укреплению его власти, поляризации общества, дальнейшему ухудшению и без того испорченных отношений Турции и ЕС, бегству из страны инвесторов.
Между тем в рядах оппозиции, особенно оппозиционной настроенной курдской части населения, а они вновь подвергаются гонениям в Турции, нет единодушия. Многие их них готовы проголосовать на референдуме "за". Другие утверждают, что, только проголосовав "против", курды могут заставить правительство считаться с их мнением.
Эрдоган и его сторонники из ПСР объясняют необходимость принятия поправок тем, что в условиях стоящих перед страной вызовов, в частности, террористической угрозы, необходимо повысить оперативность принятия важнейших управленческих решений. Кроме того, власти ссылаются на негативный опыт прошлого, когда коалиционные правительства в Турции часто сменяли друг друга, что приводило к хаосу и параличу государственной власти.
В общее проведения референдума в Турции в условиях консолидации националистов, жителей из провинций и религиозной части населения стало возможным после провала военного путча в июле 2016 года. В его организации власти Турции обвиняют проживающего в США турецкого религиозного проповедника Фетхулла Гюлена. Эрдоган вышел из этой передряги более влиятельным лидером, чем когда-либо прежде. После неудавшегося переворота Эрдоган превратился в абсолютно доминирующую фигуру в турецкой политике, и теперь его давняя мечта - путем изменения конституции превратить страну из парламентской в президентскую республику, упразднив при этом пост премьер-министра, - стала осуществимой, пишет “Би-би-си”.
По сути дела референдум становится голосованием по вотуму доверия Эрдогану и той Турции, которую он создает.
Этот когда-то стабильный уголок исламского мира в последнее время превратился в мишень для террористов, некогда стремительный рост турецкой экономики буксует. Десятки журналистов брошены в тюрьмы. После попытки путча десятки тысяч людей арестованы или уволены с работы.
Последние перед референдумом опросы показывают небольшое преимущество сторонников перехода на президентскую систему (46-47% "за" при 43-44% "против"). Многие люди опасаются открыто выражать свое мнение. Более 160 тысяч человек после путча были задержаны, смещены с занимаемых должностей или уволены с работы. Это самые разные люди - от почтальонов до предпринимателей. Таким образом, решающее значение будут иметь голоса оставшихся примерно 10% избирателей, которые определятся со своим волеизъявлением в последний момент.
Между тем тень неудавшегося переворота висит над грядущим референдумом. Эрдоган заявляет, что те, кто проголосует против изменений в конституцию, встанут на сторону путчистов.
Для Турции этот референдум станет поворотным моментом. Ответ "да" будет означать укрепление власти Эрдогана, он получит беспрецедентные полномочия и, возможно, это позволит ему остаться у власти до 2029 года, а также гарантировать ему самому и его семье иммунитет от возможных судебных преследований в будущем. "Нет" на референдуме не будет означать конца политической карьеры Эрдогана, но укрепит оппозицию в Турции и даст шанс на возникновение политической конкуренции в стране.