Армения и Китай выводят отношения на уровень стратегического партнерства. Что стоит за этим решением, принятым на встрече Никола Пашиняна и Си Цзиньпина на саммите ШОС 31 августа? Директор аналитического центра "Альтернатива", доктор экономических наук Татул Манасерян в эксклюзивном интервью VERELQ дает глубокую оценку этому событию.
Как новое партнерство повлияет на проект правительства Армении под названием “Перекресток мира" и китайскую инициативу "Один пояс – один путь"? Является ли это шагом к вступлению в ШОС и как это согласуется с курсом Армении на углубление отношений с Западом? Об экономических возможностях, геополитических реалиях и новой бизнес-культуре, которую может принести Китай в регион, — в нашем интервью.

На фото: Татул Манасерян, источник: a1plus.am
VERELQ: Армения и Китай объявили о том, что намерены поднять, ну или поднимают отношения на стратегический уровень. Что ожидать от этого и насколько китайское направление важно для Армении, как в экономике, так и в политике?
Татул Манасерян: Ну, во-первых, это очень знаменательное событие в жизни Республики Армения, также, конечно, и для Китайской Народной Республики. Я считаю, что это качественно новый уровень взаимоотношений. И надо оценивать это не отдельно с политической или с экономической точки зрения, а именно сообща, то есть вместе, политэкономически надо подойти к этому. Дополнить, что все это взаимосвязано.
Не секрет, что Китай уже не первый год делает инвестиции на Южном Кавказе, особенно активно в Грузии, да и частично в Азербайджане. Хотя Китай обычно нуждается в очень стабильных условиях, чтобы развивать экономические и политические отношения. Надо, конечно, учитывать последние события и в этом контексте тоже оценить развитие отношений между Китаем и Арменией. Это согласуется с совместным заявлением в Вашингтоне лидеров Армении, Азербайджана и Соединенных Штатов, что вселяет уверенность и в обществе, и для партнеров, и для стран.
Я думаю, что проект “Пояс и путь”, особенно по этой части, нам надо иметь какие-то ожидания и делать прогнозы. Хотя сегодня трудно оценить всю ситуацию и кто именно будет заинтересован с китайской стороны, но я думаю, что при адекватном подходе можно заинтересовать китайские деловые круги, чтобы они сделали инвестиции в Армении, не только в контексте китайского мегапроекта «Пояса и пути», но и уже в счет двусторонних стратегических отношений.
VERELQ: Как вообще эта инициатива Армении и Китая по развитию отношений в этом направлении, и вступление Армении в ШОС, о чем до этого была заявка, как это сочетается с курсом Армении по углублению отношений с Западом?
Татул Манасерян: Начнем с того, что вы отметили. Я очень надеюсь, что уже есть понимание глобальных перемен и реалий, можно сказать, мировой экономики и политики. Надеюсь, это понимающие решения люди понимают, что ограничиваться одним направлением внешней политики не стоит. И комплементарная политика — это именно то, что нужно Армении. Учитывая сложную геополитическую ситуацию в регионе, нам надо, конечно, укреплять связи и увеличивать число партнеров. Если поднимается уровень двусторонних отношений, это дополнительный плюс для развития наших отношений во всех направлениях. Потому что стратегические отношения распространяются на все сферы жизни, начиная с безопасности и кончая уже экономикой и другими сферами. Я очень надеюсь, что это будет не эпизодическим таким пониманием со стороны властей Армении, а результатом глубокого анализа и понимания реальных тенденций, которые имеют место сегодня.
VERELQ: Понятно. Как вы думаете, в контексте разблокировки транспортных коммуникаций в регионе, какую роль здесь может сыграть Китай? Вы чуть-чуть упомянули, с учетом проекта “Пояс и путь”. Сегодня тоже было заявление, что Китай поддерживает проект разблокировки коммуникаций Армении с Азербайджаном в целом.
Татул Манасерян: Я хочу отметить, что с точки зрения экономической дипломатии Китай, наверное, единственная страна сегодня в мире, которая учитывает интересы всех сторон, всех возможных сторон, особенно тех стран, где или с которыми они сотрудничают и имеют какие-то перспективные проекты. Это единственная страна, можно сказать, в истории, которая когда-либо реализовала глобальный проект «Пояс и Путь» — это, все-таки, Великий Шелковый Путь. Другого примера мы не вспомним сейчас. Были, конечно, и есть региональные какие-то проекты, которые полностью или частично были реализованы. Но такого проекта, как «Великий шелковый путь», я затрудняюсь сейчас найти аналоги.
И с этой точки зрения Китай распространяет, то есть увеличивает не только объемы инвестиций, но и экспортирует новую бизнес-культуру в другие страны. Я считаю, что для Армении это очень полезно — не быть изолированной от глобальных процессов и иметь более тесные связи, без преувеличения, с локомотивом мирового хозяйства, которым является Китай сегодня.