Брюссель демонстрирует «обыкновенные двойные стандарты», заявил генеральный секретарь правящей партии «Грузинская мечта», мэр Тбилиси Каха Каладзе, комментируя обсуждение в Европарламенте директивы о прозрачности иностранного лоббизма. Политик сравнил её с грузинским законом об иностранных агентах, который ранее вызвал резкую критику со стороны Запада.
«То, что нам запрещали и на что говорили: “Как можно принимать такие законы?”, теперь сами принимают и ужесточают. Мы делаем то же самое — хотим прозрачности», — отметил Каладзе.
По его словам, у «европейских бюрократов есть свои интересы» в отношении Грузии. Он призвал действовать, «исходя из интересов страны» и не обращать внимания на реакцию Брюсселя.
Согласно сообщениям грузинских СМИ, новая директива ЕС предполагает создание национальных реестров, в которых должны будут регистрироваться все, кто за деньги лоббирует интересы иностранных государств вне блока, раскрывая источники финансирования и заказчиков. При этом, в отличие от грузинского законодательства, документ не распространяется на СМИ и НПО, а их гранты не считаются лоббистским финансированием. Депутаты Европарламента подчеркнули, что директива не имеет ничего общего с законами об «иностранных агентах», принятыми «в некоторых странах», и не направлена на клеймение организаций или ограничение гражданского общества.
Напомним, что в Грузии с мая 2025 года действует собственный закон об иностранных агентах. Власти называют его «точной копией» американского FARA: он требует регистрации всех, кто получает иностранное финансирование, включая физических лиц, и предусматривает уголовную ответственность до пяти лет. Закон стал развитием более мягкой версии — о прозрачности иностранного влияния, принятой весной 2024 года на фоне массовых протестов. В ЕС уверены, что инициатива направлена на давление на независимые СМИ и гражданское общество.
Реакция Брюсселя оказалась негативной: формат взаимодействия был пересмотрен, встречи на высоком уровне — фактически заморожены, часть финансовых программ — приостановлена. В ответ премьер-министр Ираклий Кобахидзе в ноябре 2024 года объявил, что вопрос о начале переговоров по вступлению в ЕС снимается до 2028 года. Евросоюз осудил этот шаг, обвинив Тбилиси в «откате от демократии».