Заявление, распространенное от имени 13 священнослужителей Армянской Апостольской Церкви, и озвученные в нем требования об отставке как архиепископа Аршака, так и Католикоса Гарегина II, не могут рассматриваться как естественная, спонтанная инициатива или инициатива, обусловленная внутрицерковными мотивами.
Во-первых, из 13 священнослужителей, указанных под документом, его подписали только 9.
Отсутствие подписей остальных четверых говорит не о внутрицерковной солидарности, а о проблематичном и неоднозначном характере этого процесса.
Кроме того, среди подписантов есть священнослужители, которые на протяжении многих лет сами нарушали обет безбрачия, тем самым лишив себя морального права быть инициаторами подобных требований.
Не подлежит сомнению, что эта инициатива не обошлась без властного давления или «искушений».
Это предположение подкрепляется сегодняшними демонстративными действиями премьер-министра Пашиняна: он не только открыто поприветствовал заявление «мятежников», но и незамедлительно инициировал встречу с подписавшими его священнослужителями.
Такое поведение подтверждает, что данное заявление полностью укладывается в логику длительной антицерковной политики властей.
Пашиняну удалось перенести свою антицерковную и антиконституционную политику внутрь Церкви, превратив внутрицерковные разногласия в глубокий кризис.
Кольцо вокруг Католикоса ощутимо сжалось, и, по моей оценке, возможная печальная развязка — это вопрос всего лишь нескольких дней.
Проблема здесь не ограничивается лишь ситуацией, сложившейся вокруг Гарегина II.
Проблема гораздо глубже: будущее главы Армянской Церкви больше не определяется церковными канонами, традициями и внутренними институтами. Вместо этого решения диктуются властью, создавая опасный прецедент для институционального суверенитета Церкви.
С сожалением приходится констатировать, что высшее духовенство во главе с Католикосом за все это время не проявило тех качеств, решимости и единства, которые были необходимы для защиты достоинства и независимости Церкви.
В результате и последовательное давление властей, и внутрицерковные разногласия поставили Церковь перед одним из самых сложных и опасных этапов в ее истории.
Армянская Апостольская Церковь должна восстановить свое внутреннее единство и институциональный суверенитет, выйдя за рамки репрессивного давления, вмешательства и расчетов властей.
Это вопрос права, национальной идентичности, духовной безопасности и институциональной стабильности государства.
Но готов ли Католикос к асимметричным шагам, смелым реформам, направленным на укрепление автономии Церкви?
Эти шаги, с одной стороны, нейтрализуют последствия репрессивной кампании властей, а с другой — станут импульсом для внутреннего оздоровления Церкви.
Пойдет ли Гарегин II на такие шаги, которые станут пощечиной антигосударственному курсу Пашиняна, но, возможно, потребуют самопожертвования и от самого Католикоса?
Мяч на поле Католикоса.
Политолог Сурен Суренянц