24.11.2024
На брюссельской встрече Пашинян-Блинкен-фон дер Ляйен что-то пошло не так – мнение
prev Предыдущие новости

Встреча в Брюсселе - этап в процессе геополитического перевоспитания властей Армении

Как можно оценить итоги брюссельской встречи Армения-США-ЕС? Рост напряженности на армяно-азербайджанской границе, регулярные обстрелы армянской территории со стороны Азербайджана могут привести к какой-то серьёзной эскалации? 


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил эксперт Фонда стратегической культуры, российский политолог Андрей Арешев.


Как можно оценить итоги брюссельской встречи? 


Я думаю, что итоги брюссельской встречи являются очередным этапом в процессе геополитического перевоспитания Республики Армения, точнее, действующей армянской власти, и достаточно системных и последовательных усилий в этом направлении, предпринимаемых Европейским союзом и Соединёнными Штатами Америки. Мы видим достаточно последовательный и целенаправленный характер этих усилий, и, в данном случае, брюссельский саммит – это только один лишь из этапов. Мы видим, что он вписывается в более широкий контекст различного рода вещаний, переговоров, как публичных, так, возможно, и не публичных, призванных, на мой взгляд, в первую очередь, обрушить или, скажем так, дезорганизовать армяно-российские экономические связи. То есть, естественно, в сфере безопасности уже достаточно много достигнуто в силу как субъективных, так и объективных причин, связанных с событиями на Украине. Сейчас речь идёт, на мой взгляд, о вписывании Армении в антироссийскую санкционную систему коллективного Запада, я думаю, я предполагаю, что этот вопрос, безусловно, рассматривался в Брюсселе. 


И второе – это, конечно, энергетика. Мы видим, что здесь тоже предпринимаются достаточно серьёзные усилия, чтобы энергетическое сотрудничество с Арменией в лучшем случае диверсифицировать. Ну а, так сказать, в идеале, наверное, западные бывшие партнёры хотели бы полностью перевести армянскую энергетику на тесное взаимодействие с Азербайджаном и Турцией – это первое. И второе, то, что касается атомной энергии. То есть это малые энергетические атомные блоки, то, что достаточно системно сейчас прорабатывается. 


То есть мне кажется, это два основных элемента –  экономика и санкции. Ну а всё остальное, так сказать, оно прилагается. Мы видим, что была встреча с главой USAID, ну и сегодняшний визит генерального секретаря Совета Европы, если я не ошибаюсь, в Ереван, тоже из той же серии. 


Но судя по тем публичным заявлениям, которые прозвучали о планируемых объёмах помощи Армении, как-то не выходит, что Запад готов полноценно заменить для Армении Россию как в сфере экономики, так и в сфере энергетики? 


Безусловно, не готов. Но тут же мы имеем дело с достаточно серьёзным и расстановленным по времени процессом. И я хотел бы обратить ваше внимание на второй, если я не ошибаюсь, закон диалектики, согласно которому количество неизбежно перейдёт рано или поздно в качество. К тому же, я думаю, что вполне возможно, не все детали прошедших переговоров нам сообщают публично. Во всяком случае, я думаю, что ближайшие конкретные дела или их отсутствие, кстати говоря, подтвердят серьёзность или, так сказать, несерьёзность намерений не только коллективного Запада, но и отдельных стран. 


Мне кажется, что вот, например, в сфере безопасности, в сфере взаимодействия с различными правоохранительными органами, силовыми структурами Армении, армией, будет делаться акцент на усилиях отдельных стран. Ну, в частности, Франции, о чём сейчас достаточно много говорят. Ну, а в сфере экономики и санкций, я думаю, что будут приниматься коллективные усилия в большей степени. 
 
После брюссельской встречи мы видим рост напряженности на армяно-азербайджанской границе, регулярные обстрелы армянской территории со стороны Азербайджана. По вашему мнению, это может привести к какой-то серьёзной эскалации? 
 
Я всегда говорил раньше и сейчас могу повторить, что мне кажется, что это будет локальная, скорее, эскалация, связанная с намерениями официального Баку получить эти четыре полуанклавных и четыре анклавных села, прежде всего в Тавушском регионе, Тавушской области. Возможно, будут провокации и на некоторых других направлениях, потому что армянское руководство просто провоцирует соседей своей нарочито демонстрируемой слабостью в этом отношении. Но я, честно говоря, не думаю, что в ближайшие по крайней мере месяцы мы увидим какое-то полномасштабное военное действие, скажем, на всём протяжении границы. Тем более, что, если я не ошибаюсь, европейские наблюдатели говорят, что во всяком случае, там, где они бывают, всё более-менее спокойно. Мы понимаем, что к этим заявлениям нужно относиться, так сказать, с подозрениями и в любом случае их проверять. Но всё-таки мне кажется, что основное направление сегодня это, во-первых, Тавуш, и, во-вторых, это, конечно, соприкосновение Садаракского района Нахичевани с анклавом Кярки/Тигранашен, которые Азербайджан тоже требует сдать. По-моему, там один из очагов напряженности. Мне кажется, что вокруг этих анклавов будут развиваться основные события.


Айк Халатян 
 


 


 

Завышенные ожидания Армении столкнулись с суровой реальностью Запада – интервью
Следующая новость next

Регион

Все новости