Сегодня, когда угроза потери государственности это уже не прогноз, а суровая реальность, многие вдруг стали серьёзными. Кто-то в области беспокойства, кто-то в области борьбы, но повсеместно наблюдается своего рода запоздалое пробуждение – скорбное, порой самооправдывающее.
Среди этих вдруг обеспокоенных немало тех, кто когда-то был частью государственной системы, даже в её сердцевине. Многие из них годами скитались по верхним и нижним коридорам власти, участвуя в закулисной и открытой торговле, делили ресурсы и кресла, забивая на принципы, превращая идеи в формальности. Иногда решали проблемы взятками, "рисуя" блестящие отчеты. Иногда читали патриотические речи, но подписывали антигосударственные решения.
Интересно, тогда эти люди осознавали какую трещину даёт фундамент государственности прямо у них под руками? Интересно, сегодня, когда устрашающая реальность уже стоит у нас на пороге, грозя необратимостью, смогут ли они искренне покаяться? И даже если уже покаялись, простил ли их Бог? Бог великодушен, возможно, он простит. Но должны ли мы, те, кто переживает эту боль, те, кто помнит всё это, также простить? Ведь покаяние без ответственности может обернуться циничным очищением, ложью, прикрытой одеянием спасения.
В наши дни цинизм и разговоры о спасении родины настолько переплелись, что порой трудно отличить, где подлинность, а где спектакль. Родина стала самым часто употребляемым, но наименее понятым словом в настоящее время.
Мы помним. Мы не обязаны забывать или прощать немедленно. Но истинное покаяние и принятие всей ответственности за сложившуюся ситуацию могут стать основой новой общественной солидарности. Только тогда, возможно, мы простим. И тогда, возможно, вместе мы сможем провести красную черту, необходимость которой так давно назревала.
Бывший председатель Комитета по государственным доходам Давид Ананян