Армения направила свыше 100 тонн гуманитарного груза в пострадавшую от землетрясения Турцию. Спустя несколько дней министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян посетил Анкару и договорился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу придать новый импульс двустороннему диалогу. Это события многие уже называют историческим, ведь граница по инициативе турецкой стороны была закрыта с 1993 года, а неоднократные попытки нормализовать межгосударственные отношения в прошлом ни к чему не привели. Удастся ли на сей раз сдвинуть ситуацию с мертвой точки? Эксперты сомневаются.
Спустя сутки после разрушительного землетрясения Армения направила в Турцию и Сирию поисково-спасательную группы. 11 и 14 февраля после 30 лет закрытия Анкарой своей границы с Арменией еë грузовики с гуманитарной помощью пересекли пограничный переход. Утром 15 февраля в Анкару прибыла делегация Армении во главе с министром иностранных дел Араратом Мирзояном.
Это уникальное событие в истории взаимоотношений двух соседних государств, которая омрачена конфликтами. Анкара не признает события между 1915 и 1923 годами геноцидом, когда сотни тысяч людей бежали из Османской Турции, чтобы спастись от истребления. Сегодня 33 страны, включая США, Россию и Францию, признают это геноцидом. После распада СССР, Турция признала независимость Армении, но дипломатические отношения не были установлены. А в 1993 году Турция закрыла границу в знак поддержки Азербайджана в карабахском конфликте с Арменией. И в настоящее время Турция продолжает продвигать интересы Азербайджана в регионе.
Между тем впервые за прошедшие 30 лет Армения и Турция сделали не большой, но более или менее ощутимый шаг в направлении нормализации двусторонних отношений. В прошлом году стороны договорились запустить прямые грузовые авиаперевозки и открыть границу для проезда граждан третьих стран. В начале февраля Турция проинформировала Ереван об отмене запрета на прямые авиаперевозки грузов.
По итогам визита в Анкару министра иностранных дел Армении стало известно, что и по части реализации договоренности по открытию границы для граждан третьих стран есть определённые подвижки.
«Относительно открытия границы для граждан третьих стран наш министр в своем выступлении упомянул, что достигнута договоренность о придании нового импульса работе по этому вопросу. Два министра пришли к этому соглашению, и мы сделаем все возможное, чтобы в кратчайшие сроки начать эксплуатацию моста Маргара», - заявил специальный представитель Турции в переговорах по урегулированию отношений между Арменией и Турцией Сердар Кылыч, сообщает «Арменпресс», добавив, что предпринятые шаги в ближайшее время окажут положительное влияние на процесс урегулирования отношений.
Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подтвердил достижение новой договорённости с Турцией.
«Мы договорились с Турцией совместными усилиями отремонтировать Анийский мост, а также позаботиться о соответствующей инфраструктуре в преддверии полного открытия границы», - на пресс-конференции в Анкаре с главой МИД Турции заявил Мирзоян.
Еще до его визита в Турцию провластные политики выражали надежду, что шаги Еревана могут оказать положительное воздействие на процесс нормализации отношений с Анкарой.
«Мы видим, что при желании вполне возможно открыть границу и задействовать имеющиеся коммуникации. Мы надеемся, что правительство Турции будет привержено процессу, и мы увидим быстрые результаты», - заявил председатель комиссии НС по внешним отношениям Саркис Ханданян во время брифинга в парламенте 14 февраля.
Между тем эксперты не рассчитывают на реальное сближение позиций Еревана и Анкары на почве постигшей Турцию беды. Положительные сдиги они в целом допускают, но не скоро.
«Пока что я не вижу для этого каких-то более или менее существенных признаков для того, чтобы ожидать от этого изменения политики Турции в отношении Армении», - сказал в беседе с VERELQ тюрколог Рубен Сафрастян и пояснил почему.
«Первое - решение об этом будет приниматься на самом высоком уровне в Анкаре. Второе - для Турции в нынешних условиях нет никакого резона заниматься отношениями с Арменией. Для нее после землетрясения возникло очень много новых проблем. Третье - изменение стратегии требует глубокого анализа. Руководство Турции этим займется через какое-то время», - сказал Сафрастян.
Декан факультета востоковедения Ереванского государственного университета доктор исторических наук Рубен Мелконян выделяет два момента в нынешней дипломатической активности между Ереваном и Анкарой.
«Зная Турцию и турецкую политику, мне кажется маловертяным, что подобные месседжи или сентиментальные шаги могут оказать существенное влияние на политику Турции в отношении Армении. Если расчеты властей Армении обусловлены этими соображениями, то вряд ли можно ожидать какого-то успеха в армяно-турецком диалоге. Однако с другой стороны, мы знаем, что армяно-турецкий процесс уже давно идет. Иногда для его ускорения могут послужить поводом различные обстоятельства. В 2008 году таким поводом стала игра между национальными сборными по футболу двух стран. В настоящее же время таким поводом может послужить землетрясение. То есть, шаги Армении сработают, если до этого были достигнуты соответствующие договоренности в рамках уже действующего процесса и их реализация нуждалась в дополнительной легитимации», - сказал в беседе с VERELQ Рубен Мелконян.