Пока многие страны мира считают убытки из-за украинского кризиса, некоторые государства, наоборот, зарабатывают и довольно неплохо. Среди них Армения, особенно ее финансовый сектор, который благодаря резкому скачку объёмов трансфертов из России и транзакционных сделок, накопил такую ликвидность, что даже потерял интерес к реальному сектору экономики. Легкие деньги уже сейчас закладывают основы для будущих экономических проблем.
Кредитные вложения в экономике по темпам роста четырежды уступают объёмам денег, оседающих в банках в качестве вкладов. А из-за того, что в экономике мало емких, перспективных и прибыльных сфер для кредитования, некоторые крупные банки начали вкладывать деньги в облигации других государств.
Положительный эффект для банковского сектора Армении, услугами которого активно пользуются перебравшиеся в страну из-за украинского кризиса десятки тысяч россиян, действительно впечатляет. Резко увеличились объёмы денежных трансфертов. Частные денежные переводы в Армению, по сообщению Центробанка страны, через банковскую систему по итогам 9 месяцев выросли на 125%, до $3,5 млрд. Львиная часть этой суммы приходится на Россию - $2,3 млрд, за которой с большим отрывом следуют США - $493 млн. На третьем месте по обменам трансфертов в Армению расположилась Германия с показателем $54 млн, на четвертом Франция - $43 млн, а пятерку лидеров замыкает Казахстан - $38 млн.
В результате поступления в страну миллиардов долларов общий капитал банков за девять месяцев 2022 года увеличился на 30% или на 279 млрд. драмов и составил 1,2 трлн. драмов, сообщает Союз банков Армении (СБА). А по положению на 30 сентября 2022 года в Армении действовали 17 комбанков. По данным СБА, за девять месяцев текущего года банковская система Армении обеспечила прибыль в 187,8 млрд. драмов (около 480 млн долларов).
Руководитель Аналитического центра ACSES, экономист Айказ Фанян считает, что банки, как любые другие бизнесы, желают получить прибыль посредством распределения свободных средств. Уже есть случаи, когда банки для реализации своей накопленной ликвидности, помимо государственного долга Армении, вкладываются и в долговые облигации других государств.
«Есть несколько таких случаев, когда отдельные банки (среди них «Америабанк»), не имеющие возможности размещать свои свободные средства в армянской экономике, приобрели долговые бумаги иностранных компаний и государств, - сказал Фанян в беседе с VERELQ. – Это свидетельство того, что экономика Армении хромает в плане емкости. У банков нет возможности распределять эти средства на внутреннем рынке, и они предпочитают вкладываться в долговые облигации иностранных компаний и государств при этом по более низким процентным ставкам».
Индикатором проблематичности с вложениями в экономике является и резкий рост частных накоплений в банках, что существенно превышает темпы кредитования экономики. Объём кредитных вложений по положению на 30 сентября 2022 года увеличился на 97 млрд. драмов или 2,4%, составив порядка 4,1 трлн. драмов. При этом по вкладам за 9 месяцев зарегистрирован рост на 11,4% или на 457 млрд. драмов, до порядка 4,5 трлн. драмов. По сравнению с концом второго квартала текущего года зарегистрирован рост на 10,1% или на 410 млрд. драмов.
«Тут проблема в том, насколько кредитоспособен бизнес в Армении, какие у него перспективы развития. Деньги ведь уходят туда, где есть выгода и возможность заработать. В этом плане примечательна сфера строительства жилого фонда, где действует госпрограмма по возврату подоходного налога для субсидирования кредитов по ипотеке. Например, в этот сектор банки вкладывают средства более смело», - пояснил Фанян.
VERELQ недавно писал, что 2/3 от общего объёма роста кредитования за прошедшие девять месяцев составляют ипотечные кредиты. А остальная часть занимает рефинансирование уже действующих кредитов. В связи с этим эксперты указывают на необходимость активной работы правительства с Центробанком для увеличения объёмов кредитования экономики.
«Правительство некоторые шаги предпринимает. Например, программа модернизации экономики предполагает субсидирование кредитов, взятых для модернизации бизнеса, предприятий с целью повышения их эффективности (по данным Минэкономики уже выделено по этой программе около 45 млн долларов в качестве кредитов – ред.). Таким образом, государство способствует укреплению устойчивости бизнеса и снижает риски банков. Однако этого пока недостаточно, чтобы за такой короткий период наша экономика смогла абсорбировать привлеченные средства. И это не реалистично за такой короткий период», - выразил уверенность эксперт Фанян.
В целом и бизнес не особо торопится брать на себя дополнительные финансовые обязательства в виде кредитов в условиях резкой девальвации доллара по отношению к армянской нацвалюте – драму и повышения ключевой ставки рефинансирования. «Кредиты подорожали, бизнес в это нестабильное время не рискует брать новые кредиты под высокие ставки», - считает Ваграм Миракян, глава Союза предпринимателей «Манташянц».
Несмотря на высокие темпы роста ВВП и финансового сектора, в целом потенциал армянской экономики, коим является в основном экспортоориентированный сектор, не особо выигрывает. Деньги уходят либо в банки, а оттуда в не экспортный сектор, либо напрямую туда, а это строительство и ресторанный бизнес, где сейчас наблюдаются признаки перегрева. «Получается такой замкнутый круг», - резюмировал Айказ Фанян.