Какие риски несёт для Армении активизация всех возможных игроков в регионе? Что собирается подписать Армения: «мирный договор» или разработанный Азербайджаном по итогам войны пакет, который навязывается Еревану под угрозой новой войны? Какие выводы можно сделать из встречи лидеров России, Армении и Азербайджана в Сочи? Как собирается бороться народ Арцаха за право жить на своей земле? Следует ли ждать скорой развязки на украинском фронте?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил управляющий партнер Eurasia Daily, эксперт по проблемам постсоветского пространства Виген Акопян.
«Армения может и обязана удержать Сюник с опорой на Россию и Иран»
На Южном Кавказе активизировались с одной стороны Запад, с другой – Восток. Сохраняет свои позиции пока что и Россия. Но в целом, грубо говоря, здесь «кого только нет». Есть ли в этом риски? И какие?
Действительно, после второй карабахской войны статус-кво в регионе оказался разрушен. Отсюда и активность всех возможных игроков, старающихся закрепить свои позиции в новой конфигурации сил, которая стремительно устанавливается в регионе. Процесс этот находится где-то в середине своего пути.
Если до войны мы имели статус-кво на линии фронта в Арцахе, и Армению, заблокированную с востока и запада, то сейчас линии фронта в Арцахе нет, а Армения стремится к разблокированию как раз с этих двух направлений. В этом заинтересованы не все игроки. Скажем, для Ирана и Грузии это несет определенные риски и издержи. Для Азербайджана и Турции разблокирование Армении позволяет построить быстрые альтернативные грузинскому коридоры для сообщения. Для России это открывает путь через Азербайджан в саму Армению, а также в Турцию, опять же в обход Грузии.
Для Ирана, как мы убедились по заявлениям и действиям его высшего руководства, в этом процессе важно сохранение государственной границы с Арменией и нормальная работа коридора Север-Юг через Мегри и далее Сюник.
То есть, территория Армении в одночасье из тупиковой ветки между Грузией и Ираном, претендует на то, чтобы стать транзитным перекрестком на глобальных торговых путях, тянущихся из Китая и Индии.
Рождает ли это риски для Армении и армянского народа – да, рождает, причем колоссальные.
Очевидно, что Азербайджан и Турция предпринимают шаги для того, чтобы обеспечить себе сквозной коридор через Сюник в Нахичевань, который бы не подпадал под контроль армянского государства. Об этом свидетельствует, кстати говоря, острая реакция Ирана.
С другой стороны, ясно, что и Россия не заинтересована в подобном экстерриториальном коридоре из Азербайджана в Турцию через армянскую территорию, поэтому и закрепила в трехстороннем заявлении по прекращению огня в 2020 году пункт, согласно которому контроль над подобным коридором, как и над охраной всей государственной границы Армении, должен осуществляться со стороны пограничников ФСБ России.
Каким образом сложится борьба на этом Зангезурском пятачке, сейчас судить сложно, процесс активно развивается. Ясно одно: Армения может и обязана удержать Сюник с опорой на Россию и Иран. Тогда как Запад играет руками Турции и Азербайджана, и дальняя его цель состоит в том, чтобы закрыть для Ирана «форточку» в Мегри и вытолкнуть Россию за Кавказ.
Также необходимо закрепить следующее: если раньше активность в регионе наблюдалась в основном вокруг проекта Запад-Восток (Трасека, Черноморское кольцо и пр.), то сейчас, с уходом Европы в кризис, военными действиями в черноморском регионе и прорывом России на юг и восток, активнейшим образом развивается конкуренция за маршруты по линии Север-Юг. И в обратном направлении та же Индия, которая строит для себя альтернативные логистические маршруты, может сыграть существенную роль в закавказском регионе. Поэтому наряду с серьезными рисками, раскупорка региона после трагической для Армении войны, принесла и определенные возможности.
Сможет ли Ереван ими воспользоваться, а затем защитить эти приобретения от Азербайджана и Турции, покажет будущее.
Между тем, судя по всему, Армения и Азербайджан до конца года подпишут западный вариант так называемого «мирного договора». Насколько справедливы утверждения, что во – первых, сочинская встреча лидеров России, Армении и Азербайджана не сумела переломить ход событий на Южном Кавказе, во-вторых, не за горами изменения геополитического вектора региона?
Я почему-то уверен, что нет никакого западного или российского варианта мирного договора. Есть разработанный Азербайджаном по итогам войны пакет, который он навязывает Еревану под угрозой новой войны. Пакет этот может предъявляться и под ярлыком «вашингтонский», «брюссельский» или даже «московский».
Одно очевидно: Алиев свою победу в войне не упустит и никакие документы, разработанные где-то вдали от Баку, даже читать не будет. Но при этом, есть некие российские оговорки относительно будущего статуса Арцаха, которые могут или не могут быть вписаны в этот итоговый документ. Сочинская встреча, насколько я могу судить, как раз и была посвящена тому, чтобы понять, имеет ли Арцах для Армении «какие-то свои особенности», и можно ли «эти особенности учитывать в будущем мирном договоре».
Удалось это сделать или нет, сложно судить. То, что Арцах не был упомянут в итоговом заявлении трех руководителей, оптимизма в этом плане не добавило.
«Голос Арцаха будет звучать до тех пор, пока с ним не договорятся одновременно и Баку, и Ереван»
В Арцахе в последнее время происходят интересные события. Известный бизнесмен возглавил правительство Арцаха, в Степанакерте прошёл многотысячный митинг. Основные тезисы митинга: «Арцах не был и не будет в составе Азербайджана» и «Арцахцы продолжат борьбу за свои права и свободы». На что реально рассчитывают в Арцахе? Какой вам видится судьба Арцаха?
Я не знаю, на что реально могут рассчитывать после всего произошедшего с ними жители Арцаха. Они могут рассчитывать на то, что останутся живы, и что их внуки не будут страдать так же, как они. В случае, если их дети выживут. Эти люди переживают страшные дни. Нам сложно судить об их расчетах.
Я могу попробовать угадать то, на что они явно НЕ рассчитывают. Они не рассчитывают на то, что их удастся тихо слить и растворить в территориальной целостности Азербайджана. Это было заметно по митингу в Степанакерте.
Они будут как минимум кричать и сопротивляться. И этот крик Арцаха будет звучать крайне долго и неприятно для слуха отдыхающих в Ереване на «лаврах» поражения официальных и неофициальных лиц. Крик этот будет довольно неприятным и для международной общественности, лидеров тех стран и организаций, которые ставили свои подписи под документами, где черным по белому утверждалось, что карабахская проблема не имеет силового решения.
Голос Арцаха будет звучать до тех пор, пока с ним не договорятся одновременно и Баку, и Ереван.
Я думаю, одна из миссий означенного вами "известного бизнесмена", который возглавил правительство НКР, в этом и заключается, чтобы сделать голос Арцаха понятным, предметным и по возможности конструктивным. После всех жертв, бед и лишений этот народ заслужил право, чтобы его наконец выслушали. Иначе борьба продолжится. В каком-то новом виде, но продолжится. Веками продолжается. Российские миротворцы, которые находятся в Арцахе, гарантируют мирные формы данной национальной борьбы и реакции на нее со стороны Баку.
Со вчерашнего дня азербайджанские телеграм-каналы распространяют информацию о том, что по Лачинскому коридору в Арцах под видом «миротворческой гуманитарной помощи» переправляется военная техника. Понятно, что ничего подобного нет, но здесь вопрос в другом – зачем это делается?
Мне сложно судить. Быть может действительно российские миротворцы провозили какие-то грузы или проводили ротацию. Они имеют право это делать, потому что Лачинский коридор находится в их зоне контроля.
С другой стороны, ясно, что Азербайджан противопоставляет Лачинский коридор еще не существующему «Зангезурскому». Быть может, перманентными информационными провокациями преследуется цель ускорить некие работы или повлиять на переговоры.
«Зимой мы увидим много такого, от чего кровь в жилах стынет»
Ряд экспертов, когда ещё только началась СВО России на Украине, прогнозировали ее скорое завершение. В отличие от них, вы утверждали обратное, то есть что это война будет затяжной. Какие прогнозы на сегодняшний день? Чего ждать?
Я не меняю свою оценку. Война будет долгой, с риском расширения на европейский и глобальный театр.
Я думаю, этой зимой мы увидим много такого, от чего кровь в жилах стынет. Остановить эту мясорубку могут сейчас только американцы, но, боюсь, их выбор в очередной раз будет сфальсифицирован лешими из вашингтонского болота, разжигающими кризисы и войны по всей планете в надежде удержать свою накренившуюся гегемонистскую систему от краха.
Беседовала Анна Бегларян