23.11.2024
Сильная оппозиция как противовес ненадежной власти - Ваге Ованнисян
prev Предыдущие новости

России важно сохранить свое военно-политическое присутствие в Армении и Арцахе - Меликян

На данном историческом отрезке времени, судьба Арцаха будет зависеть от того, как долго продлится русско-турецкое сотрудничество. Такое мнение в интервью VERELQ выразил бывший министр иностранных дел Республики Арцах Арман Меликян.


- Господин Меликян, как Вы оцениваете текущую ситуацию вокруг Арцаха и его будущности?


- Для Арцаха ситуация пока что складывается неблагоприятно как с точки зрения трансформаций, которые происходят во внешней среде, так и с точки зрения отсутствия видения перспективы организации эффективной защиты собственных политических интересов и обеспечения безопасности гражданского населения. Вот уже два года, как Армения перестала являться гарантом безопасности Арцаха и миссию по защите гражданского населения там временно взял на себя российский миротворческий контингент. Вместе с тем, в экспертной среде бытует мнение, что Россия дала добро на азербайджано-турецкую агрессию против Арцаха в 2020 году, взамен на лояльную позицию Анкары и Баку, когда Россия начнет военные действия в Украине. Эта позиция включает в себя и их отказ от участия в режиме санкций, задействованного Западом против России. То есть, без сдачи Арцаха и военно-политического фиаско властей Армении военные действия в Украине вряд ли были бы инициированы. В любом случае, на данном историческом отрезке времени, судьба Арцаха будет зависеть от того, как долго продлится русско-турецкое сотрудничество.

- Два дня назад представитель власти Эдуард Агаджанян открыто заявил о том, что Армения больше не в силах обеспечивать безопасность Арцаха. Таким образом власть окончательно «умыла руки». Кто может обеспечить безопасность Арцаха?

- Ну что же, это признание действующего правительства Армении, свидетельствующее о том, что оно не в состоянии защищать интересы и безопасность Арцаха. Будем откровенны – это правительство реально оказалось неспособным противостоять азербайджанской агрессии даже против самой Армении и, в данный момент, часть территории нашей страны оккупирована и находится под контролем вооруженных сил Азербайджана. Пока что российский миротворческий контингент является единственным реальным фактором сдерживания агрессивных устремлений Баку. Правда, в последнее время обеспокоенность в связи со складывающейся ситуацией высказывает и официальный Тегеран, однако тревоги последнего связаны не с Арцахом, а с угрозой фактического изменения армяно-азербайджанской границы, из-за чего Иран может потерять коммуникационный коридор через Армению к Черному морю.

- Какая роль отводится России в нынешних реалиях и с учетом того, что война на Украине набирает новые обороты?

- Для России важно сохранять свое военно-политическое присутствие в Армении и Арцахе. Последний признается Москвой территорией Азербайджана, а значит, для российской стороны, таким образом, обеспечено присутствие и в этой стране. Многое теперь будет зависеть от хода военных действий в Украине: если военный успех будет сопутствовать ВС России, то она постарается нарастить свое влияние на Южном Кавказе и тогда российский сухопутный транзит может пойти на Ближний Восток и в Европу через азербайджано-армяно-турецкий транзитный коридор, который на территории Армении будет непосредственно контролироваться российскими же пограничниками и другими службами. Если же в украинской войне ощутимые результаты Россией достигнуты не будут, то у последней будут варианты дальнейших действий – от конфронтации с турецко-азербайджанским альянсом, до полного сворачивания своего присутствия на Южном Кавказе.

- В эти дни делегация во главе с президентом Арцаха находится в Ереване, чтобы обсудить пражские договоренности и те опасности, которые они таят. Вообще, позиция властей Арцаха что-либо может изменить в нынешней ситуации и какая роль им отведена?

- Конечно, объективно власти Арцаха пока существенно ограничены в возможностях непосредственно влиять на текущие политико-дипломатические процессы. Одновременно следует отметить, что они также не являются знаменосцами всенародной консолидации в самом Арцахе. При этом, однако, действующие институты власти являются воплощением самостоятельной государственности и уже только поэтому требуют бережного к себе отношения вне зависимости от того, насколько популярны или порицаемы конкретные должностные лица. Но, даже пребывая в таком ущербном состоянии, властные структуры Арцаха обязаны вести поиск оптимальных путей выхода из нынешнего экзистенциального кризиса. Их задача задействовать весь наличный интеллектуальный потенциал для четкого формулирования основных целей арцахской государственности и выработки эффективных путей по их достижению.

- Вы считаете, что механизм переговорной площадки Степанакерт-Баку может иметь место, как о том заявляют армянские власти? И готов ли Баку за одним столом обсуждать то, что в Степанакерте постоянно говорят – Арцах никогда будет в составе Азербайджана?

- Я бы не стал полностью исключать возможности прямого диалога между Степанакертом и Баку, однако давайте не будем забегать вперед – ситуация в регионе и мире настолько хрупка, что может многое радикально измениться буквально уже через месяц.

- Будет ли новый виток эскалации в Арцахе?

- Многое будет зависеть от положения дел на украинском театре военных действий и от того, как будет развиваться внутриполитическая ситуация в Иране. В любом случае, наш регион является зоной повышенного риска вспышек враждебной нам военной активности и об этом нам следует постоянно помнить.


Лия Ходжоян


 

Епископ: если власти Армении не в состоянии обеспечить защиту страны, то должны уйти
Следующая новость next

Регион

Все новости