Прямым следствием низкого качества власти и ее постоянных провалов является то, что общество больше не воспринимает действительность. Создается впечатление, что мы мысленно уже бесперспективно и безвольно сдались, обескуражены. Об этом в своей статье пишет член группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян, добавив, что миссия по предотвращению катастрофы остается на политической оппозиции и, возможно, в какой-то степени на церкви.
«Поиск собственной повестки
Невластная система обладает достаточным человеческим и интеллектуальным ресурсом для существенных изменений и решения краеугольных проблем. Но для этого сначала должна измениться сама система. На мой взгляд, на данный момент это не получается из-за формальной и организационной неэффективности.
Однако процессы вокруг нас развиваются стремительно. Ситуация меняется с каждым днем, с каждым днем формируются новые риски. За закрытыми дверями началась «война компроматов» и угроз. В современном мире это очень серьезный инструмент, который иногда важнее и влиятельнее официальных заявлений. Мы реагируем на это на индивидуальном уровне и заводим в тупик институциональную работу. Индивидуальной работы недостаточно, чтобы изменить ситуацию.
Зачем нужна сильная активная оппозиция?
Действительно, события развиваются стремительно. Никто не может гарантировать какой-либо сценарий. В этих условиях оппозиция, как институт, должна адекватно подстроиться под ситуацию.
Оппозиция должна правильно осознать процессы. Это первый важный шаг. Сейчас патриотизм -это не отказ от предложений, а предложение собственных решений.
2. Необходимо как можно скорее начать объяснять ситуацию обществу. Люди, даже при высоком образовательном цензе, не понимают, о чем идет речь, не понимают, какие в «мирных переговорах» и возможных договорах есть риски, не понимают опасности целенаправленной антироссийской политики властей РА. Оппозиция должна выступать с правильными формулировками. Оппозиция не может ограничить себя повесткой тотальных отказов - никаких переговоров, никаких уступок, никакого решения, никакой бумаги, никакой дороги и т.д. Это грубая ошибка. Мы должны терпеливо объяснять, что:
- После мирного договора Алиев может прийти со своими картами и предложить вести переговоры вокруг Сюника, Севана и других территорий. Если же мы откажемся от переговоров, нас обвинят в нарушении «мирного договора» и получат законное право на войну. И в это случае присутствие европейских наблюдателей не будет иметь никакого значения. Они покинут территорию при первой же напряженности, зато их присутствие в регионе будет раздражать Россию и Иран.
Если не будет реальных механизмов мира, бумага его не будет гарантировать.
Арцах не должен быть оставлен на произвол судьбы. Он сейчас является единственным механизмом для нас для достойного ведения переговоров и защиты национальных интересов. Передача части родины врагу еще не спасла ни один народ.
Подчеркнутые и плохо рассчитанные резкие движения в сторону Запада могут существенно раздражать Россию и Иран, лишая нас нашей единственной реальной гарантии безопасности.
Оппозиция должна стать настолько влиятельной, чтобы и на Западе, и в России, и в регионе поняли, что один человек не может принимать судьбоносные единоличные решения.
Усиление оппозиции важно также для недопущения на улице неуправляемых процессов, хаоса. Все мы понимаем, что такой сценарий возможен, что станет катастрофой для страны.
Оппозиция должна быть в содержательном и рабочем тонусе, чтобы каждую секунду быть готовой поговорить с парламентским большинством и государственными институтами.
Оппозиция должна стать настолько весомой, чтобы противостоять власти одного человека. Она должна быть настолько организованной, чтобы в любой момент быть готовой сформировать в стране законную власть и взять на себя ответственность. Роль среднего поколения здесь существенна».