Геополитическая ситуация в нашем регионе на сегодняшний день достаточно динамичная, в регионе присутствует военно-политическая напряженность, наблюдается столкновение ряда межгосударственных и межнациональных интересов, возможно вхождение некоторых государств, ранее входивших в состав СССР, в блок НАТО.
В этом контексте положение Армении достаточно сложное, так как некоторые из государств-соседей проводят весьма недружественную по отношению к ней политику. Особенную позитивную оценку в данном случае приобретают ее связи с Ираном и Россией. Об этом и о многом другом корреспондент VERELQ побеседовал с кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН, преподавателем факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова Константином Михайловичем Труевцевым.
- Константин Михайлович, 6 октября главы МИД России и Ирана обсудили инициативу создания переговорного формата «3+3» с Азербайджаном, Арменией, Грузией и Турцией по вопросу разблокировки экономических и транспортных связей в регионе. Депутат от правящей фракции «ГД» Ваагн Алексанян заявил, что армянская сторона должна рассмотреть и понять возможности переговорного формата «3+3». Что Вы думаете об этом?
- Формат «3+3» давно обсуждался. Но здесь есть целый ряд подводных камней. Поэтому говорить о том, что он готов к воплощению в жизнь, рано. Исторически так сложилось, что не только Россия, но и Турция, и Иран были вовлечены в закавказские или, как теперь принято говорить, в южно-кавказские дела в течении нескольких веков. С одной стороны, эта идея кажется довольно привлекательной с той точки зрения, что это будет ограничивать число участников только региональными акторами. Но есть и подводные камни. И заключается это в следующем.
Во-первых, развивающийся тандем Турции и Азербайджана во многих отношениях вызывает волнение, причем не только у Армении, но у России и Ирана тоже. Вопрос заключается в том, что некоторые телодвижения Азербайджана с Турцией вызывают беспокойство, особенно в свете проекта «Великий Туран», который многим из окружающих не очень нравится.
Во-вторых, позиция Грузии. В России это вызывает такое опасение, что Грузия - это «троянский конь» НАТО на Кавказе и в большей мере, чем Турция. В отличие от Грузии Турция откровенно заявляет о своих позициях, часто расходящихся с позицией НАТО. Америка и Франция не меньше бывают раздражены такой политикой Турции, а может и больше в каких-то аспектах, чем Россия, в том числе и по южно-кавказским делам. А Грузия все больше пытается у себя осуществить присутствие НАТО. Сами грузины задаются вопросами, касающимися Турции как члена НАТО. Ведь сейчас полным ходом осуществляется ползучая аннексия Аджарии. Это касается и России, поскольку статус Аджарии в свое время сложился благодаря российско-турецким договоренностям, и Россия здесь участник. Так что, если в комплексе рассмотреть все вопросы, то можно сказать, что формат «3+3» имеет свои положительные стороны.
Но есть и подводные камни, которые заставляют таким странам, как Россия и Армения, довольно скептически смотреть на это. В последнее время Иран продвигает этот проект, но у него свои интересы, далеко не совпадающие с интересами Турции и Азербайджана.
- На днях в газете Tehran Times была затронута тема выхода Турции к Каспийскому морю. В частности, выражалась обеспокоенность, что такое развитие событий может бросить тень на роль Ирана на Кавказе и Центральной Азии. Как пишет газета, "судя по военной активности, Азербайджан и Турция могут вскоре попытаться вторгнуться в определенные районы Армении для создания коридора. Если границы будут изменены, Иран войдет в Армению и предотвратит этот сценарий". Есть вероятность подобного развития событий?
- По поводу выхода Турции к Каспийскому морю у России и Ирана очень жесткая позиция, связанная с договором, заключенным по Каспийскому морю. Там есть специальное положение, что Каспийское море - это внутреннее море стран, являющихся прибрежными. И никакого присутствия иностранных государств недопустимо. Этот документ был прежде всего нацелен против США и присутствия там НАТО. Россия и Иран категорически будут против присутствия там Турции. Думаю, что позиция Армении будет идентична, поскольку это создаст еще большее тюркское окружение для Армении. По этому поводу я бы добавил, что Турция все время действует методом проб и ошибок, пробует на схожесть окружающие государства. Но представление о том, что Турция превращается в глобальную державу, крайне преувеличено. Отмечу еще один факт. Турки сейчас уходят из Сирии, терпя там явное поражение. Поэтому Эрдоган пытается каким-то образом это компенсировать на Южном Кавказе. Но думаю, что соотношение сил таково, что очень далеко он не продвинется. И когда Турция переступит красные линии, то, учитывая в этом контексте тот факт, что Россия и Армения еще и члены ОДКБ, а в обозримом будущем не исключается и вступление Ирана в эту структуру, турки в тандеме с Азербайджаном могут натолкнуться не просто на реакцию Ирана, но и в конечном счете на союз Ирана с Россией.
- Алиев принял решение о закрытии миссии представителя духовного лидера Ирана в Азербайджане. После этого некоторые израильские СМИ распространили информацию о том, что Баку начал широкомасштабную операцию против «проиранских элементов». Стоит напомнить, что Баку рассматривает возможность приобретения израильской системы ПВО дальнего действия Arrow 3 («Стрела-3»). Также Иран закрыл свое воздушное пространство для доставки военных грузов из Азербайджана в Нахичевань. Может ли такая ситуация привести к войне между Ираном и Азербайджаном?
- В азербайджанской прессе, а также близких Азербайджану иностранных СМИ, писали о том, что азербайджанцы опасаются всяких политических структур, связанных с Корпусом стражей исламской революции (КСИР). Трудно сказать, насколько такая информация является спекуляцией и насколько это отражает действительность. Но то, что такие публикации появились, это значит идет внутреннее обострение, которое мобилизует значительную часть населения в антииранском направлении как в Азербайджане, так и в Иране. И если в данном контексте Турция для них - и друг, и враг, и об этом могут говорить с точки зрения экономического сотрудничества между Ираном и Турцией (турки предоставили Ирану много преференций и в ряде случаев спасли их в финансовом отношении), то Израиль для Ирана - это враг. Израильтяне пытались нападать на объекты в Иране, они убивали ядерных физиков. И с точки зрения настроения иранского народа главные враги - это Израиль и США.
Касаясь темы дальнейших отношений между Ираном и Арменией, скажу следующее: как для Армении коридор с Ираном, так и для Ирана коридор с Арменией - это дорога жизни. Если Азербайджан попытается перейти красные линии, то иранцы нанесут удары. Такая ситуация приведет к войне. К полномасштабной вряд ли, но в этом случае иранцы больно ударят по азербайджанцам. Тогда роль российских миротворцев окажется ключевой.
- Замминистра дорог и градостроительства Ирана во время рабочего визита в Армению заявил, что есть необходимость строительства альтернативной дороги, чтобы освободить иранцев от таможенных сборов Азербайджана. Также заверил, что Иран готов оказать всяческую поддержку в строительстве трассы «Север-Юг». В каких еще сферах экономики возможно долгосрочное сотрудничество между Ираном и Арменией?
- Стратегический вопрос, интересующий Россию и Иран, это коридор «Север-Юг». Коридор, который идет от находящегося под Санкт-Петербургом порта Усть-Луга, постоянно расширяется и превратится в один из крупнейших терминалов на всей Балтике. И особенность этого в том, что там три дня хода кораблями до Индии, а по самому коридору, где дальше расположена железная дорога, до Усть-Луги семь дней. Итого получается десять дней, в то время, как кораблями через Суэцкий канал потребуется сорок пять дней. Это в четыре с половиной раза быстрее получается и с точки зрения современных коммуникаций этот проект является колоссальным выигрышем. Этот коридор - большая стратегия, ведь таким образом открывается прямая дорога в Индию, Индонезию, Вьетнам, Таиланд и т.д.
Хотелось бы отметить, что Индия и Индонезия самые быстро развивающиеся страны в мире. Здесь важно подчеркнуть то, что самым ненадежным звеном здесь является Азербайджан. И если, условно говоря, Азербайджан оказался бы препятствием, то основные союзники его в конечном итоге просто смяли бы. В данном проекте возможно ответвление в Армению, и это тоже часть большой стратегии, согласно которой предполагается строительство коммуникаций, расширение железной дороги. Но все упирается в Грузию, которая также является ненадежным звеном. К сожалению так сложилось, что Армения заперта геополитически… С Россией и Ираном задержка осуществления этих планов никак не связана.
Асмик Бакунц