20 августа стало известно, что Пашинян (премьер-министр Армении. - Ред.) с семьей проведет отпуск в Сочи 26 августа. СМИ, со ссылкой на свои источники сообщают, что этим Пашинян пытается продемонстрировать свою особую приверженность России. Это в «стиле Пашиняна». Его восприятия политики максимально бытовое, поэтому он и полагает, что это приведёт к «укреплению взаимоотношений с РФ». Реальность же иная, и потенциал укрепления партнёрских взаимоотношений Армении и России нужно икать в другой плоскости.
Об этом пишет политолог Бениамин Матевосян в своём Telegram-канале.
По его словам, неизменным интересом Армении является стабильное, поступательное и безопасное развитие.
"Исторически неизменным интересом Российской Федерации является безопасность и стабильность её южно-кавказских рубежей и подступов к границе. Указанные интересы не только не противоречат, но и взаимодополняют друг друга.
Экономически развитое, политически стабильное армянское государство с современной и боеспособной армией является гарантом соблюдения российских геополитических интересов в регионе Южного Кавказа.
Армении же гарантировать указанный выше путь развития помимо внутренних эффективных преобразований может, в том числе, и армяно-российский военный, политический и экономический стратегический союз. Это всё осознают и в Баку. А вы думаете, почему Алиев недоволен тем фактом, что Россия перевооружает и модернизирует армянскую армию? И именно развитие отношений в данной плоскости является ключом к укреплению взаимоотношений, а не отдых в Сочи", - уверен политолог.
При этом, продолжает Матевосян, армяно-российский военно-политический союз и сегодня играет ключевую роль в деле обеспечения безопасности Республики.
"Более того, любые призывы выйти из состава ОДКБ или вывести российскую военную базу исходят из интересов только Турции и Азербайджана. В конце 44-дневной войны мы не встретили турецкие войска на подступах к Еревану благодаря фактору российских пограничников и фактору 102 военной базы. Грузия пошла по пути вывода российских войск и смены внешнеполитического вектора развития, что, в числе прочего (потеря Абхазии и Южной Осетии), привело к росту экономического влияния на страну Турции и Азербайджана как альтернативных региональных игроков. И это логично: в геополитике вакуум не может сохраняться долго, и вместо одного ушедшего игрока в регион должен прийти другой. «Оператором НАТО» в регионе является именно Турция, поэтому логично, что на место РФ в страну во многом пришла она.
Очевидно, что российская военная база в Гюмри, а также российские погранвойска на армяно-турецкой и армяно-иранской границе защищают, в первую очередь, российские интересы. Они, однако, совпадают с интересами Армении. Армянский же интерес очевиден – защита от Турции. Российская военная база позволяет Армении не стать Сирией. Недооценивать это, мягко говоря, недальновидно.
Однако все это необходимо качественно представлять населению, объяснять обществу важность военно-политического сотрудничества двух государств. Если этого не делается, то история и реальность «переписываются гораздо эффективнее», чем когда третья сторона выпускает в информационное поле откровенно ложные сведения о сотрудничестве двух государств. Однако чтобы сохранить свое присутствие в Армении, а также для того, чтобы продолжать восприниматься армянским народом как государство-партнер, России необходимо «играть в «долгую», сделав при этом «ставку» не только на военно-политическую компоненту сотрудничества.
Стратегические и союзнические отношения Армении с Россией не следует путать с отношениями вассального характера, и не следует ожидать, что когда-либо такой формат может быть установлен. Вассал не нужен и россиянам, потому что в XXI веке содержание вассала обходится слишком дорого (спросите у американских налогоплательщиков «вбухваших» за 20 лет 1 триллион долларов в Афганистан). Достойное сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон. Сильная Армения и сильная Россия – абсолютно естественные союзники, как на современном этапе развития, так и в исторической перспективе", - резюмирует Бениамин Матевосян.