Какие последствия будет иметь нынешняя ситуация для экономики Армении, может ли Центральный банк смягчить кризис применяемым инструментарием и какое развитие событий ожидать? На эти и другие вопросы в интервью VERELQ ответила директор Центра инициатив экономического развития Марине Аракелян.
- Из-за ряда кризисных факторов – распространения коронавируса, резкого падения цен на нефть, закрытых границ армянский драм продолжает обесцениваться. Как долго будет продолжаться эта ситуация?
- Армения маленькая страна, с открытой экономикой, а такие страны более чувствительны к внешним шокам. События на международных финансовых рынках и в мировой экономике, а также кризисные ситуации, о которых вы упомянули, способствовали обесцениванию драма после продолжительной переоценки. По сравнению с январем 2020 года доллар подорожал на 3%. Если ситуация продолжит развиваться в текущем темпе, Центральный банк, обладая высоким уровнем резервов, должен вмешаться для регулирования валютного рынка.
Ситуация с коронавирусом будет иметь серьезные последствия для экономики Армении, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Но приведут ли негативные последствия к социально-экономическому кризису или нет - зависит от того, насколько правительство Армении будет готово принять серьезные меры для противодействия. По крайней мере, на данный момент нет краткосрочных и среднесрочных четких антикризисных программ и инструментов.
- Достаточно ли инструментария Центрального банка, чтобы не допустить кризиса финансового рынка Армении?
- Международные резервы Армении на конец февраля составили 2 миллиарда 658 миллионов долларов, что достаточно для противодействия форс-мажорной ситуации. Хотела бы добавить, что Центральный банк Республики Армения обладает широким спектром инструментов финансовой стабильности в рамках своей юрисдикции, которые при необходимости могут использоваться для сдерживания или смягчения потенциально неблагоприятных воздействий на финансовую систему. И не случайно, что для пополнения финансовых ресурсов банков и обеспечения дополнительной ликвидности в экономике ЦБ Армении на днях снизил ставку рефинансирования на 0,25 п.п., установив ее на уровне 5,25%. Однако, на мой взгляд, снижение на 0,25% не является достаточным и в ближайшее время потребуется дополнительное снижение.
- В Центральном банке призывают не поддаваться паническим настроениям, поскольку ситуация контролируема, резервов достаточно и инфляции не будет. Можем ли мы верить этим утверждениям?
- Думаю, инфляция в ближайшие месяцы сохранится на относительно низком уровне, что обусловлено слабым ценовым давлением и снижением внутреннего спроса. Однако другой вопрос, какая картина будет в случае товаров первой необходимости. Армения является страной-импортером, поэтому в условиях ограничений передвижения грузов и людей я вижу риски в плане повышения цен на продукты питания и некоторые товары первой необходимости и возникновения дефицита. В этом контексте важно также эффективное управление иррациональными ожиданиями людей и последовательное осуществление мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности.
- Есть сведения, что банки отказываются выдавать кредиты гражданам, что в первую очередь ставит под угрозу сферу сельского хозяйства? Какие шаги нужно предпринять, чтобы уберечь экономику Армении от ущерба? То, что это сложный год для нашей экономики уже очевидно.
-Это может нанести серьезный удар не только по домашним хозяйствам, но и углубить уже продолжительный спад в сельском хозяйстве, который в 2019 году составил 2,4%. В том же 2019 году объем сельхозкредитов составил 15,1 млдр драмов, что в 3 раза больше показателя 2018 года. Если посмотреть по месяцам, то март-апрель - наиболее целевой период кредитования сферы сельского хозяйства, следовательно, урегулирование этой проблемы и расширение объемов целевых кредитов, предоставляемых на льготных условиях, является императивом дня.
Хочу отметить, что в плане смягчения социально-экономических рисков, производных от кризиса в сфере здравоохранения, большое значение имеют налоговые каникулы для хозяйствующих субъектов, вовлеченных в сферу гостиничного бизнеса, общественного питания и туризма. Не думаю, что это будет большим бременем на бюджет по той простой причине, что налоговые выплаты хозяйствующих субъектов этих сфер в 2019 году составили 12 млрд драмов. Хозсубъекты, занимающиеся гостиничным бизнесом и туризмом, в настоящее время являются самой уязвимой группой. А с целью стимулирования внутреннего спроса предлагаю социально необеспеченным семьям и гражданам, включенным в список отдельных (специальных) групп, единовременную компенсацию коммунальных расходов, как минимум, до окончания чрезвычайного положения.
Лия Ходжоян
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал Verelq.am