Мировая финансовая система лихорадит из-за паники по поводу распространения коронавируса. Армения – не исключение. Первым отреагировала на эпидемию коронавируса, что уже больше недели распространяется в стране (количество заразившихся достигло 30), медленно, но стабильно обесценивающаяся национальная валюта – армянский драм. За неделю национальная валюта Армении по отношению в доллару и евро обесценилась почти на 3%.
«Черный лебедь» под названием коронавирус бродит по миру. Закрытые границы, прерванные поставки комплектующих, отмененные международные ярмарки и несостоявшиеся авиаполеты и туры. Страны ищут выход из сложившейся ситуации, реагируют как могут. Синергии в их действиях мало. Корона-кризис по масштабам негативного воздействия в плане замедления роста мирового ВВП, по оценкам экспертов, обогнал уже финансово-экономический кризис 2008 года. Произошёл сильнейший после «черного понедельника» 1987 года обвал мировых рынков на фоне мер, направленных на борьбу с пандемией коронавируса. Потери транснациональных корпораций из-за коронавируса исчисляются миллиардами.
Страны переходят в осданое положение
США почти обнулили ставку рефинансирования, но паника на рынках не утихает. Более того, она перерастает в истерию. Страны закрывают границы, переходят в осадное положение, целые регионы и государства закрываются на карантин. Рухнули цены на нефть и медь, что прямо бьет по экономике Армении, существенно зависящей от экспорта медного концентрата и торгово-экономических связей с Россией, одной из крупнейших глобальных производителей нефти.
«Россия основной торгово-экономический партнёр Армении и трансфертный «донор». Туда экспортируется львиная доля готовых продукций армянских производителей. Из-за падения цен на нефть после чего рухнул российский рубль, армянские экспортёры оказались в невыгодном положении. Резкое обрушение рубля может привести к росту стоимости армянских товаров на российском рынке, что снижает их конкурентоспособность (в прошлом году Армения экспортировала в Россию товары на 735 млн долларов – прим. ред.). Сложившаяся ситуация негативно повлияет особенно на предприятия обрабатывающей отрасли. По цепной реакции негативные импульсы ощутит и сельское хозяйство. Могут возникнуть перебои при закупке у сельчан агропродуктов для переработки уже в этом году», - сказал в беседе с VERELQ экономист Айказ Фанян, по словам которого 70% армянского экспорта в Россию осуществляется в рублях.
Армения тоже перешла в осадное положение. Все сухопутные границы Армении закрыты для передвижения граждан. В строгом режиме осуществляется лишь грузоперевозка с Грузией и через Грузию. Под угрозой провала оказался туристический сезон. Отрасль в последние два года развивалась достаточно бурными темпами. «Во-первых из-за обесценивания рубля армянские туристические продукты подорожат для россиян. Армянские туроператоры и связанная с ними инфраструктура уже несут убытки из-за резкого ограничения сообщения с Ираном. В марте, когда наступают праздники Новруза, всегда ожидается большой туристический поток из Ирана, чего в этом году не будет. Уже сейчас туриндустрия Армении потеряла 8-9 млн долларов», - сказал он.
Механизмы кризисного менеджмента
Эксперты и экономисты считают необходимым проведение Центробанком и правительством Армении расширительной денежно-кредитной политики, ибо «инвестиционный голод» в экономике Армении будет расти.
Экономист Тигран Джрбашян считает, что властям Армении необходимо задуматься о внедрении механизмов «кризисного менеджмента» для таких случаев. «Эти механизмы должны быть четко прописаны в стратегии национальной безопасности, которая сейчас находится в стадии пересмотра. Укрепление института кризисного менеджмента крайне важно, чтобы при кризисах без всяких сложных и многочасовых совещаний все знали свои места в цепочке менеджмента и свой круг ответственности, а не превратились в «пожарников». Этого сейчас в Армении нет, и не вижу, чтобы шел такой дискурс. Ведь это не первый и не последний кризис в нынешнем этапе глобальной неопределенности, с которым будет сталкиваться страна. Всегда есть вероятность возникновения непредсказуемых кризисных явлений - «черных лебедей»», - сказал Джрбашян.
С другой стороны, по словам Джрбашняна, в нынешних условиях представляет фундаментальную важность то, как правительство в среднесрочной перспективе отреагирует на кризис. «Есть простые механизмы, например, расширительная денежная политика, что мы сейчас наблюдаем в США. Очень хочу видеть какое решение примет совет Центробанка Армении по ключевой ставке рефинансирования после заседания в среду – 17 марта», - сказал Джрбашян, добавив, что в нынешних почти нулевой инфляции Цетробанк Армении должен принять решение ослабить монетарную политику для стимулирования экспорта из Армении.
«Это может привести к некоторому росту инфляции, что терпимо. Ведь у нас уже который год инфляция ниже заложенного в бюджете показателя (4% +/-1,5%). Это тоже плохо. Стабильность цен отнюдь не означает отсутствие инфляции, это означает обеспечение роста цен в рамках целевого показателя. Ведь нулевая инфляция снижает потенциал экономического роста и сужает возможности экспорта. В этом плане финансовые власти должны быть более смелыми в своих действиях», - пояснил Джрбашян, добавив, что Центробанк не должен переусердствовать в вопросе выполнения требований документа Базельского комитета по банковскому надзору, содержащий строгие методические рекомендации в области банковского регулирования и утверждённый в 2010-2011 гг.
«Наши соседние страны откладывают выполнение большей части этих рекомендаций, а мы идем опережающими темпами, применяя строгие правила, что также сужает возможности нашего бизнеса по проведению расширительной политики», - сказал он.
Следующим шагом, как считает экономист, правительство должно путем капитальных вложений обеспечить финансовые вливания в экономику. «Тем более, что для этого есть серьезный задел. Есть сэкономленные средства еще с прошлого года, из-за невыполнения всего предусмотренного объёма капитальных расходов. Необходимо существенно увеличить капитальные расходы в этом году тем самым направляя положительные сигналы экономическим акторам. Эти средства собраны из экономики и нужно их вернуть сейчас обратно. Тем более, что иностранные инвестиции находятся на низком уровне. Этих сигналов на уровне правительства я пока не вижу. Финансовые властей также должны принимать решение по поводу кредитов предприятий тех отраслей, которые пострадали от ограничительных мер из-за коронавируса», - резюмировал он.
Аршалуйс Мгдесян