Тема потерь в армии требует от всех нас сдержанности и подхода к этому вопросу с большой ответственностью. Об этом сегодня, 17 февраля, заявил бывший директор СНБ Армении Артур Ванецян в интервью «Аравот».
«Каким бы высоким ни был эмоциональный накал, каким бы ни было тяжким горе, я призываю всех, прошу, не поддаваться эмоциям в публичных выступлениях. И тем более я призываю не использовать эту тему ради какой-либо личной или политической выгоды. К сожалению, такие тенденции наблюдаются. Это не только аморально, но и напрямую связано с безопасностью нашего государства. О причинах. Понятно, что публичный формат выступления не позволяет мне открыто говорить о некоторых обстоятельствах.
Я уверен, что руководство армии владеет проблемой и предпримет все, что нужно. В то же время я хотел бы отметить главный фактор, определяющий внутриармейские процессы. Это атмосфера, сложившаяся в стране. Говорят, что армия является зеркалом общества, а атмосфера в армии как в зеркале отражает атмосферу в обществе», - заявил Артур Ванецян.
По его словам, атмосфера расколотого, постоянно ищущего внутренних врагов, искусственно разделенного на «старое и «новое» общества очень быстро находит место во всех системах, в том числе и в армии. «Вполне понятно и справедливо резкое требование общества - найти и наказать виновных. В то же время могут быть крайне опасными и непредсказуемыми попытки направить эту большую волну общественного гнева против командного состава армии, офицеров и прапорщиков без надлежащего и трезвого расследования. У нас есть состоявшийся офицерский состав, где большинство составляют высокие профессионалы, настоящие патриоты. Проблемы нужно изучить, по возможности избегая обобщений и радикализации. Действуя неосторожно, мы можем нанести много вреда, чтобы успокоить людей на данный момент».
Отвечая на вопрос о том, как эта атмосфера доходит до армии, Артур Ванецян заметил, что есть разные каналы – кроме человеческих и информационных каналов, есть также родившиеся из атмосферы действия, которые непосредственно влияют на жизнь и отношения в армии. «С уверенностью могу сказать, что на внутриармейской атмосфере плохо отражается деятельность комиссии по апрельской войне. Реальные командиры, серьезные кадровые офицеры, со своей серьезной биографией, сегодня вынуждены отчитываться перед теми, кто не имеет представления об Армии, вооруженных силах.
Это также бомба замедленного действия внутренней деморализации армии. Есть системы, диагностика и лечение которых должны быть осуществлены максимально избегая вмешательств соцсетей. Серьезные, системные заболевания лечат узкие специалисты, а не с помощью народной медицины. Армия - не место PR, она является основой безопасности всей нашей страны. Далее: нельзя давать дезертирам доступ в воинские части, даже если они сегодня являются министрами и депутатами. Для реальных командиров, различных офицерских звеньев крайне сложно, когда перед войском появляются уклонившиеся от армии и призывают к героизму и служению Родине, дают уроки. Такие вещи были и раньше, и мое отношение к этому всегда отрицательно. Армию никогда нельзя использовать для личного пиара.
Следующий самый важный момент. Нельзя девальвировать и вести кампанию против генералов Арцаха, строить теории заговора вокруг их имен. Многие из них герои войны, обеспечившие мир, имеющими серьезную биографию, пользуются реальным авторитетом в реальной армии, в реальной воинской части. Когда ломаешь институт этого авторитета, возникает жуткое состояние неуправляемости. Это очень важно понять. (Конечно, во всех сферах, в том числе и в армии, всегда были и будут недобросовестные кадры, однако нельзя обобщать один-два частных случая для всей системы, тем более, когда речь идет о такой состоявшейся структуре, как наша армия).
И, наконец, самый болезненный, нельзя вбивать клин в Армению и Арцах. Это мечта нашего противника. Сегодня плечом к плечу солдаты и офицеры из всех концов Армении и Арцаха обеспечивают мир. Это залог нашей общей безопасности, и это не просто слова. Вновь призываю быть действительно очень осторожными в любом публичном заявлении. Это личные трагедии за каждым случаем, но и общая проблема, которую нужно понять, не избегая истины», - подчеркнул Ванецян.