Дэвид Гарднер из The Financial Times пишет, что «Турция на этой неделе сделала большой шаг вперед, что может стать стратегическим приёмом, поскольку очевидный процесс мести начался на следующий день после того, как оппозиция одержала сокрушительную победу над правящей Партией справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана на выборах мэра Стамбула, прошедших в минувшее воскресенье».
«Теперь стало ясно, что до сих пор непобедимого президента можно обойти, однако суд над 16 активистами гражданского общества, которым предъявлено обвинение в заговоре с целью свержения правительства во время протестов в парке Гези в 2013 году свидетельствует о том, что демократии придётся побороться с судебной системой, находящейся под контролем единого лидера»,— указывает ведущий обозреватель издания.
Как пишет Гарднер, после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в июле 2016 года, судебная система Турции стала машиной для уничтожения предполагаемых преступников — последователей турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, а также либералов, левых и курдских диссидентов. Он также напомнил, что в турецких тюрьмах содержатся 77 тыс. человек, в то время как своих рабочих мест лишились по меньшей мере 150 тыс. судей, ученых, преподавателей, журналистов, солдат и дипломатов.
«Обвиняемые — это гражданские активисты, избранная группа независимой интеллигенции Турции, все, кого отвергает неоисламистский национальный популизм приверженцев Эрдогана. Главный обвиняемый — Осман Кавала, содержащийся под стражей с момента его ареста в октябре 2017 года», — отмечает аналитик.
Богатый бизнесмен и меценат Кавала, посвятивший свою жизнь налаживанию культурных мостов между курдами, армянами и беженцами, обвиняется в организации протестов в парке Гези, в которых в конечном итоге участвовало около 3 млн человек по всей Турции.
За бизнесменом, утверждают прокуроры, стоит миллиардер венгерско-американский филантроп Джордж Сорос и его Фонд «Открытое общество», в состав совета директоров которого входил Кавала.
«Они утверждают, что господин Сорос использовал свой фонд для перевода средств господину Кавала для организации заговора в парке Гези. Вопрос о том зачем бизнесмену, наследнику промышленного состояния, которое он отдает на благотворительность, понадобились такие средства, является одним из многих, которые остаются без ответа. Эта нелепая гипотеза получила бы приз за магический сюрреализм, если бы обвинения были не такими серьезными», — указывает автор, добавляя, что в поддержку данных утверждений нет никаких доказательств.