«После десятилетия репрессивного правления турки начинают верить, что президент Реджеп Тайип Эрдоган уязвим», - пишут Синан Сидди и Стивен А. Кук в своей статье в Politico.
«Турецкая экономика находится в плохом состоянии, кандидаты от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) недавно проиграли на выборах, потеряв основные мегаполисы, включая мэрию. Тем временем появился конкурент: Ахмет Давутоглу, бывший министр иностранных дел и премьер-министр. Он вызвал переполох этой весной, раскритиковав консолидацию власти своего бывшего патрона и объявив, что планирует создать новую партию.
Может ли Давутоглу окончательно ослабить хватку ПСР и вернуть Турцию на путь демократических реформ? Турецкие СМИ задаются этим вопросом.
Давутоглу, похоже, определенно позиционирует себя как реформистскую альтернативу Эрдогану, иначе он не стал бы недавно нападать на ПСР как на «узкую и корыстную группу, которая является рабом своих амбиций». Но когда дело доходит до его реформирования страны, мы говорим: не рассчитывайте на это. Даже если Давутоглу сможет собрать массу последователей, он вряд ли будет реформатором, каким он себя позиционирует.
Когда Давутоглу возглавлял министерство иностранных дел, в 2009-2014 годах Запад увлекся Турцией как «моделью» для окружающего региона и потенциальным лидером в мусульманском мире. Но Давутоглу использовал свою власть, чтобы ограничить карьеру дипломатов и политизировать министерство. Будучи премьер-министром в 2014–2016 годах, Давутоглу охотно принял репрессии против инакомыслящих. Совсем недавно мы ощутили на себе политику карательной политики Давутоглу», - говорится в статье.
Авторы отмечают, что один из них является исполнительным директором, второй и членом правления Института турецких исследований. Институт малоизвестен широкой общественности, но в течение почти четырех десятилетий он изучал историю, политику, экономику и культуру Турции в Соединенных Штатах. «Турецкие исследования, когда-то ограниченные кампусами Гарварда, Принстона и Пенсильванского университета, теперь предлагаются в колледжах и университетах в 45 штатах и Вашингтоне, во многом благодаря финансированию института. С 80-х годов, находясь в Джорджтаунском университете»,- отмечают авторы.