Американская компания Monsanto, занимающаяся производством трансгенных семян и ядов для их обработки, уже 20 лет присутствует на армянском рынке, заявил министр сельского хозяйства республики Игнатий Аракелян журналистам в четверг.
По его словам, возглавляемое им ведомство не сотрудничает с компанией, однако после резонанса в прессе решило изучить ситуацию с целью выяснить риски, связанные с импортом в Армению продукции компании. «Мы намерены изучить, чем они занимаются, насколько ГМО-семена в Армении распространены, и после этого выступим со специальным заявлением», — сказал Аракелян.
Он отметил, что в еще в 2013 году была законодательная инициатива о запрете импорта ГМО-семян в Армению, однако по неизвестным ему причинам процесс впоследствии «был спущен на тормозах». Министр не исключил, что правительство может вновь вернуться к этой идее и при необходимости воплотить ее в жизнь. Сам министр также признает опасность распространения ГМО-семян. «Опасность существует всегда. Нам нужно понять, насколько соответствует действительности то, о чем сегодня говорят, какие существуют риски. Сейчас у нас нет закона. И до сих пор эту проблему мы не изучали», — сказал глава Минсельхоза.
В свою очередь начальник Государственной службы безопасности продуктов питания Минсельхоза Армении Ишхан Карапетян отметил, что объем поставляемых компанией Monsanto семян составляет лишь 1% от общего объема. «Не думаю, что на данный момент это несет в себе риски», – отметил Карапетян, при этом добавив, что сам как гражданин воздержался бы от употребления продуктов с ГМО.
«По части генетически модифицированных организмов в науке все еще ведутся разные дискуссии. «В рамках своих полномочий наша служба осуществляет соответствующие действия и изучает процесс обращения. Сейчас объем семян, импортируемых компанией «Монсанто», не превышает 1% в общем импорте. Не думаю, что это содержит большой риск», - заявил начальник Государственной службы безопасности пищевых продуктов Министерства сельского хозяйства Армении Ишхан Карапетян.
Он также подчеркнул, что ГСБПП в 2018 году запланировала осуществление широкомасштабных мониторинговых программ по части наличия пестицидов, нитратов и ГМО в продуктах растительного происхождения. «После подведения итогов этих результатов мы получим полную картину по части контроля, вынесения оценок», - сказал он.
На вопрос, насколько целесообразно разрешать импорт пищевых продуктов с ГМО в Армению, Карапетян ответил: «Вопрос по части импорта пищевых продуктов в Армению выходит за рамки моей компетенции. Сам я считаю это нецелесообразным. Но в науке все еще ведутся дискуссии, связанные с вредным воздействием продуктов с ГМО и их эффективностью с точки зрения сельского хозяйства. Спор все еще ведется, но я, как гражданин, не хотел бы использовать подобный продукт».
В Ереване 2 ноября состоялась презентация деятельности Monsanto в Армении. Мероприятие было организовано при активном участии посольства США. Компания имеет солидный опыт деятельности в постсоветских странах. Например, довольно стабильно обосновалась на Украине сразу после Майдана. В Monsanto заявляют, что они продают семена традиционной селекции, а не трансгены, но при этом и не скрывают, что технология предполагает обработку полей глифосатом - сильнодействующим ядом, который убивает не только вредителей и сорняки, но и может вызвать онкологические заболевания у людей.
Возможно, презентация деятельности Monsanto в Армении осталась бы незамеченной, если бы не запись всемирно известно рок-музыканта, солиста группы System of a Down Сержа Танкяна в Facebook, которая, собственно, и вызвала резонанс. «Из-за своей политики Monsanto заслужила в США и Европе репутацию „корпорации зла“. В отличие от США, в Армении я имею возможность наслаждаться вкусом экологически чистых, хрустящих яблок — продуктом многолетнего сельскохозяйственного труда. Пусть и дальше так будет. „Благодаря“ Monsanto, я не могу найти в США таких яблок», — написал Танкян.
Эксперты, в свою очередь, объясняют высокий интерес американской компании к маленькой Армении намерением свободно проникнуть на российский рынок и рынки ЕАЭС. Примечательно, что вход компании на европейский рынок заказан.