Несмотря на то, что Азербайджан на официальном уровне позиционирует себя как мусульманская страна с классическими демократическими институтами власти, однако реальная ситуация в стране «Стране Огней» (неофициальное называние Республики Азербайджан), абсолютно иная. Исходя из сложившихся реалий, можно с уверенностью констатировать, что данное определение абсолютно не соответствует действительности. Об этом пишет frontnews.eu в статье “Азербайджан: Клановая автократия в демократической «обертке»”.
Есть два «параллельных» Азербайджана
В Азербайджане, который представляется со стороны власти и проправительственных СМИ, нет коррупции, нет клановости (об этом подробнее ниже), экономика на подъеме, страна уверенно смотрит в будущее, социальные вопросы населения успешно решаются, везде царит равноправие и справедливость, страна имеет международный авторитет и ничего не угрожает стабильности.
В реальности же положение в Азербайджане по всем вышеперечисленным пунктам в корне иное. Продолжающаяся рецессия экономики, повсеместная коррупция, социальные проблемы, отсутствие независимых СМИ, постоянные гонения на оппозиционных журналистов и политических деятелей, все это не оставляет никаких сомнений в системном кризисе, в котором находится Азербайджан, как минимум в последние полтора десятка лет.
Почти год Азербайджан сотрясают коррупционные скандалы, вызванные утечками информации в западных СМИ. Так осенью 2017 года международной организацией по борьбе с коррупцией (OCCRP) был опубликован доклад, где указывалось об «отмывании» азербайджанскими властями почти трех миллиардов долларов через ряд европейских стран и прямом подкупе ряда зарубежных политиков. В данном докладе также указывались имена и фамилии европейских политиков, например, Лука Волонте, Эдуард Литнер, Ирина Бокова, Педро Аргамунт и многих других, которые, находясь на прямом содержании азербайджанских властей, лоббировали политические и бизнес-интересы правящей верхушки Азербайджана и параллельно торпедировали любые попытки европейских структур дать объективную и беспристрастную оценку реальной ситуации, царящей в Азербайджане. Чтобы понять масштаб коррупции, захлестнувшей Европейские структуры, можно для примера упомянуть такие авторитетные организации, как ЮНЕСКО или ПАСЕ, руководители которых прямо или опосредованно были уличены в коррупционных связях с властями Азербайджана.
Дело дошло до того, что правоохранительными органами Болгарии, Великобритании, Германии инициированы уголовные дела против граждан своих стран, так или иначе замешанных в азербайджанском «ландромате». В данном случае, вскрытые европейскими СМИ факты масштабной коррупционной составляющей внешней политики Азербайджана, являются зеркальным отражением ситуации, которая на самом деле царит внутри страны.
Многие эксперты и международные аналитические центры указывают на ряд факторов, являющихся первопричиной такого положения в Азербайджане. Основной причиной плачевного состояния Азербайджана, наряду с подменой демократических институтов, отсутствием конструктивной критики властей, уничтожением независимых СМИ и оппозиционной политики, на первом месте указывается ущербная система управления страной, которая последние двадцать лет строилась на разделе страны между двумя основными кланами, господствующими в Азербайджане. Речь идет о так называемом клане «Алиевых» во главе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым (нахичеванские) и клане «Пашаевых» (бакинские), лидером которой является супруга президента Алиева, вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева (Пашаева). Невзирая на то, что Ильхам Алиев и Мехрибан Алиева являются супругами, противостояние кланов, которые они оба представляют, ни на секунду не утихает. Оба клана имеют «своих людей» практически во всех властных структурах страны. Например, министерство обороны Азербайджана возглавляет ставленник «нахичеванского клана» Закир Гасанов, а начальником генерального штаба является протеже «турецко-бакинского клана» генерал-полковник Наджмеддин Садыков (Садыхов). И такое положение вещей царит практически во всех системных политических или экономических структурах Азербайджана. Конечно же, оба господствующих азербайджанских клана во многом зависят друг от друга, практически весь крупный бизнес поделен между представителями семей Пашаевых и Алиевых, однако это не гасит противоречия между кланами, и как следствие, противостояние кланов перманентно усиливается.
В обоих кланах действует строгая иерархическая система взаимоотношений и строгая дисциплина.
Для примера рассмотрим некоторые аспекты деятельности клана Пашаевых.
Так, бывший посол Азербайджана в США Хафиз Пашаев отвечал за связи с западными политиками, причем, основой его деятельности являлось продвижение экономических интересов клана Пашаевых. А Наргиз Пашаева (сестра Мехрибан Алиевой (Пашаевой), в свою очередь, отвечает за пророссийский курс и налаживание отношений с российскими дипломатами, чему, кстати, во многом способствует тот факт, что Наргиз Пашаева является ректором филиала Московского государственного университета. Согласно рассекреченным «Викиликс» в 2010 году документам было видно, что семья Пашаевых отвечает за энергетический сектор Азербайджана, который представлен за рубежом (в основном управление зарубежными активами государственного нефтяного гиганта Азербайджана, корпорации «SOCAR»). Там же было указано, что финансовые интересы клана Пашаевых распространяются на крупные инвестиции в финансовую и строительную сферы не только в самом Азербайджане, но и за пределами страны.
В интервью зарубежным СМИ секретарь оппозиционного движения «Республиканская альтернатива» (РЕАЛ) Натик Джафарли отмечал, что интересы клана Пашаевых распространяются не только на строительство или телекоммуникационный бизнес, а, например, и на финансовый сектор страны. Так принадлежащий клану банк «КапиталБанк» (правопреемник Сберабанка, 99,87 процентов акций которого принадлежит «Пашахолдинг»), осуществляет в Азербайджане активную финансовую деятельность, начиная от выдачи пенсий и до оплаты штрафов.
Конечно же, бизнес активы «нахичеванских» и «бакинских» кланов не статичны, а перманентно переходят из-под контроля одного клана под контроль другого. Так, оппозиционная журналистка Хадиджа Исмаилова в своем интервью западным СМИ дословно заявила следующее: «Долгие годы азербайджанцы думали, что “Azerfon” принадлежит Наргиз Пашаевой – да и бренд назывался “Narmobile”. Затем выяснилось, что посредством компаний в Панаме, именно дочери президента Алиева (Лейла и Арзу Алиевы) владеют частью этой компании. Аналогичная ситуация связана и с “Пашахолдингом”. На протяжении долгих лет основным пайщиком “Пашахолдинга” был Ариф Пашаев. Затем владельцами опять стали дочери президента», – заявила Исмаилова.
Анализируя сложившуюся ситуацию, с сожалением можно констатировать, что при отсутствии реальных перемен в политической и экономической реальности страны и при наличии кланово-феодальной системы управления Азербайджаном, социальные противоречия будут только множиться, что неизбежно приведет к нарастанию протестных настроений, и в перспективе будет служить мощным стимулом для дестабилизации внутриполитической ситуации в Азербайджане.