Членство Турции в ЕАЭС возможно только в случае, если она выйдет из таможенного союза с ЕС. В противном случае, как известно, правила ВТО не допускают возможности участия одного государства сразу в двух таможенных союзах. Об этом заявил советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев в интервью EADaily.
Таможенный союз - это единая торговая политика, единые тарифы, единый таможенный кодекс, сказал он, добавив, что поэтому в данном случае вступление Турции в ЕАЭС требует очень серьезных политических решений. “И все прогнозы на этот счет могут быть только на уровне предположений или пожеланий. Турция — большая страна, играющая важную роль на европейском рынке. Вопрос требует больших просчетов. Пока здесь нет даже совместной исследовательской группы”, - сказал Глазьев.
Ряд наблюдателей, как в Москве, так и Ереване, считают, что ЕАЭС мог бы стать хорошей платформой для армяно-турецкого примирения, открытия границы и т. п. Между тем, начавшийся фактически с подачи США процесс нормализации отношений впоследствии зашел в тупик. В связи с этим возникает вопрос – возможно у Москвы сегодня более действенные рычаги воздействия на стороны, в частности, на Анкару?
“Думаю, что это вопрос осмысления экономических интересов. Действительно, отношения между Россией и Турцией сейчас не просто потеплели, а набирают обороты, у нас идут крупномасштабные совместные проекты. Это и «Южный поток», это и строительство АЭС «Аккую», и возможные поставки зенитно-ракетных комплексов С-400. Практически во всех сферах идет оживление сотрудничества.
И в этом смысле мы понимаем, что у нас есть только один участник Евразийского экономического союза, имеющий общую границу с Турцией. Поэтому для нас открытие границы — очень важный и принципиальный вопрос. Сотрудничество с Турцией в условиях общей таможенной границы, конечно, не может быть нормальным, если эта таможенная граница на замке”, - сказал Глазьев.