«Лично я не верю, что Россия поделится с Турцией технологиями С-400 и будет осуществлять их совместное производство с Турцией!.. Потому что, если речь идет о высокоэффективных вооружениях, русские не передадут члену НАТО чрезвычайно ценные технологические секреты. В этом можно не сомневаться!», - считает опытный турецкий дипломат, бывший послом Шюкрю Элекдаг в беседе с www.sozcu.com.tr.
В настоящее время, как он заметил, системы ПВО Турции находится в не лучшем состоянии, что в купе с капризами союзников по линии НАТО вынуждает ее пойти на сделку с Россией о закупке комплексов С-400. «Турция может реагировать на атаки вражеской авиации главным образом с помощью F-16 и вооружений, развернутых на земле. В числе имеющихся оборонительных вооружений — зенитные орудия («Эрликон», «Бофорс», «Дастер»), ракеты «Рапира», модернизированные ROKETSAN, «Стингеры», которые запускаются с плеча. Ракеты «Найк-Геркулес» и «Хок», которые пришли в негодность, будут сняты с вооружения. С другой стороны у Турции нет каких-либо оборонительных систем для защиты от атак с применением баллистических ракет большой, средней и малой дальности! Эта потребность возникла на повестке дня Турции в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, когда Саддам применил ракеты «Скад» против своих соседей», - отмечает дипломат, добавив, что с тех пор каждый раз, когда Турция сталкивалась с угрозой применения ракет малой и средней дальности, она предупреждала ее противоракетными и противовоздушными батареями, которые поставлял альянс НАТО.
Как он заметил, за время этой практики капризы союзников по НАТО пошатнули доверие Турции. «Нужно хорошо понимать, что подобно границам, которые вы не можете отстоять, вам также не принадлежит небо, которое вы не можете защитить! Этой слабостью могут в любой момент воспользоваться потенциальные враги. Поэтому Турция совершенно справедливо желает разработать свою национальную систему противоракетной и противовоздушной обороны. С этой целью для удовлетворения срочной потребности в противоракетной обороне Турция планирует приобрести определенное количество готовых батарей противоракетной / противовоздушной обороны, а наряду с этим получить от фирмы-производителя технологии и возможность совместного производства», - отмечает Шюкрю Элекдаг.
Между тем он не считает, что Россия при продаже батарей С-400 за 2,5 миллиарда долларов передаст Турции технологии и развернет с ней совместное производство.
Официальный представитель президента Ибрагим Калын (İbrahim Kalın) в своем заявлении 28 июля отметил, что Россия в рамках соглашения по С-400 согласилась передать технологии и осуществлять совместное производство с Турцией. А 4 июля бывший министр обороны Фикри Ышык (Fikri Işık) в беседе с TRT Haber сказал: «Мы не сможем интегрировать С-400 в систему НАТО. В принципе сначала мы хотели приобрести вооружения, произведенные странами - членами НАТО, и интегрировать их с системой альянса. Но США и европейские страны не проявили понимания. Их предложения были неконкурентоспособны и не предполагали передачи технологий. Да так, что к винтику этих систем нельзя было прикоснуться. Такой подход был неприемлем для нас!.. И поэтому мы обратились к С-400. Купив С-400, мы удовлетворим нашу срочную потребность. Кроме того, мы будем разрабатывать свою национальную систему противоракетной и противовоздушной обороны. Мы создали сильную команду, которая ведет переговоры с французами, итальянцами, американцами. В данный момент мы достигли принципиального соглашения с французами и итальянцами (Eurosam). Это соглашение предусматривает не поставки, а сотрудничество в области разработки систем».
Это заявления официальных лиц, отмечает дипломат, добавив, что лично не верит в это. «Лично я не верю, что Россия поделится с Турцией технологиями С-400 и будет осуществлять их совместное производство с Турцией!.. Потому что, если речь идет о высокоэффективных вооружениях, русские не передадут члену НАТО чрезвычайно ценные технологические секреты. В этом можно не сомневаться!», - заметил он, в то же время добавив, то С-400, не будучи интегрированными в систему НАТО, будут использоваться отдельно (stand alone) со своими радарными системами, их возможности перехватить крылатые ракеты или баллистические ракеты равны нулю! То есть С-400 не способны предупредить угрозы, которым Турция хочет противостоять, резюмировал он.
Он пояснил, что в настоящее время система противовоздушной обороны Турции работает в полной интеграции с сетью НАТО. «Эта сеть охватывает все вооружения противовоздушной обороны, радары и командно-контрольные центры. Эта система, которая пользуется радарами дальнего действия НАТО и американскими разведывательными спутниками, обладает возможностями раннего оповещения (early warning). Эта функция, которая в противоракетной обороне имеет жизненно важное значение, наряду с ранним обнаружением и распознаванием цели позволяет заблаговременно определить траекторию цели и своевременно запустить ракету для ее уничтожения. Если С-400 не будут пользоваться сетью НАТО и системой раннего оповещения, их способность перехватывать ракеты малой, средней и большой дальности только с помощью своего радара с радиусом 400 километров сводится к нулю. Эти вооружения можно эффективно использовать только против самолетов», - сказал дипломат.
На его взгляд, на самом деле в основе решения Турции приобрести комплексы ПВО российского образца “лежит гнев Анкары по отношению к Вашингтону по таким причинам, как вооружение Партии «Демократический союз» (PYD), поддержка курдского движения за обретение государственности в северной Сирии, отказ от выдачи главы террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen)”.
С другой стороны, как он заметил и Москва тоже не так “чиста в некоторых из этих вопросов”. “Россия не признает Рабочую партию Курдистана (РПК) террористической организацией, позволяет PYD, которую она при каждой возможности берет под свое крыло (Манбидж, Африн), открывать представительство в Москве. Несмотря на то, что сейчас из-за сирийской проблемы между Россией и Турцией наблюдается сближение и сотрудничество, у Турции и России диаметрально противоположные цели и политика в отношении Армении, Кавказа, греческой администрации Южного Кипра, Восточного Средиземноморья, Балкан, Черноморского бассейна, Средней Азии…
Турция, создавая сбалансированные отношения с Россией на основе взаимоуважения и взаимовыгоды - а это я решительно поддерживаю, — не должна забывать об этих фактах и о том, что у России в генах заложен экспансионизм, создание монополии в регионе, неодолимое желание выйти в теплые моря. Даже если Турция сможет использовать С-400 как оборонительные системы для защиты от самолетов, в случае угрозы со стороны близкого России государства Россия может вмешаться в программное обеспечение этих систем и препятствовать их использованию. Поэтому я не считаю покупку С-400 рациональным решением”, - подчеркнул он.