Известный турецкий публицист армянского происхождения Севан Нишанян рассказал о том, как сбежал из тюрьмы в Турции, почему обосновался в Греции и какая политическая ситуация сложилась в Турции. Он также поделилась своими дальнейшими планами, и сообщил о том, когда может посетить Армению.
Севан Нишанян в Турции был приговорен к 11 годам заключения, по обвинению в незаконном строительстве на территории собственного земельного участка. Он находился в тюрьме с октября 2014 года. Однако, по мнению многих представителей интеллигенции, причиной заключения Нишаняна под стражу является изданная им книга под названием «Неправильная республика». Недавно Греция предоставила ему политическое убежище. «Мы подали заявку на политическое убежище в Греции, и у нас теперь есть вид на жительство», - написал Нишанян на своей страничке в Facebook
“Фактически, я не сбегал. В апреле я был переведен в открытое заведение, своеобразный рабочий лагерь, где нам разрешалось брать недельный отдых каждые три месяца. Я поехал домой и не вернулся. Выезд из страны был более захватывающим, но боюсь, я не могу сильно распространяться на эту тему”, - сказал он в интервью news.am.
Рассказывая об условиях содержания в турецких тюрьмах, публицист отметил, что турецкие тюрьмы не те, какими они были тридцать лет назад. «Они совсем не похожи на то, что вы могли видеть в фильме «Полуночный экспресс». Здания и инфраструктура достаточно современны, персонал хорошо подготовлен и эффективен, чрезвычайно подробные правила, которые хорошо работают как механизм. Все это делает тюрьмы психологически более угнетающими, чем раньше. Общая изоляция и негуманность иногда могут быть хуже физической жестокости», - сказал он.
В течение трех с половиной лет Нашанян сменил восемь учреждений и утверждает, что везде к нему было «корректное отношение». «Везде ко мне корректно относились из-за моего возраста и моего социального положения. Я был единственным армянином - на самом деле единственным не турком и не мусульманином везде, куда бы я ни пошел. Это никогда не создавало проблем. Большинство заключенных считали это чем-то экзотическим и интересным и предпринимали больше усилий, чтобы подружиться и/или защитить меня. Я считаю, что руководство тюрем также получило строгие инструкции обращаться со мной корректно и обеспечивать безопасность», - пояснил Севан Нишанян.
Между тем он заметил, что пока в Греции получил разрешение на временное проживание. «Я подал заявление на предоставление политического убежища в Греции и получил разрешение на временное проживание. Окончательное решение по заявлению о предоставлении убежища будет принято греческими властями в марте 2018 года. Я всегда восхищался Грецией и чувствовал себя здесь как дома. Я надеюсь жить на острове в Эгейском море, который очень близок к моему дому в деревне Сиринце. Этот остров можно увидеть с холмов моей деревни», - сказал он, добавив, что не боится за свою семью, которая проживает сейчас в Турции.
«Мои трое детей уже взрослые и умные люди. Я не думаю, что они могут быть в какой-либо опасности», - сказал он.
Коснувшись вопроса политической ситуации в Турции, он охарактеризовал ее словами «достаточно плохая», но сразу же добавил: «все не так плохо, как в старом Советском Союзе». «Турция переживает период безумия. Политическая ситуация ужасна, власть закона рухнула. Это, конечно, затрагивает всех в стране, в том числе представителей меньшинств, но не так сильно. Я знаю, что представители армянской и особенно еврейской общины очень обеспокоены, и очень многие из них планируют эмигрировать в более безопасные страны», - подчеркнул он.
На его взгляд, Турция всегда была страной, которой трудно управлять. «Сейчас же трудности вышли за рамки контроля. Страна в состоянии борьбы практически со всеми странами мира, но что более важно, она воюет сама с собой. Исход столь плохой энергетики трудно предсказать. В любом случае, похоже, что в результате не стоит ждать счастливого конца», - пояснил Севан Ншанян.
В заключение он рассказал о том, когда может приехать в Армению. «Я хотел бы посетить Армению, как только у меня появится возможность свободно путешествовать, и надеюсь, это случится в марте 2018 года или вскоре после. Многие мои соотечественники в Армении выражали мне слова дружбы и поддержки, пока я был в тюрьме. У меня много друзей в Ереване, которых я хотел бы поблагодарить лично», - заключил Нишанян.