25.11.2024
Власти Грузии отказывают азербайджанским журналистам и активистам в статусе беженца «из соображений безопасности»
prev Предыдущие новости

Западные санкции и евразийская интеграция: кто покроет потери стран ЕАЭС?

На сегодняшний день ЕАЭС достиг ступени ограниченного таможенного союза Ограниченного, поскольку после вступления Казахстана в ВТО появилось большое число исключений из единого таможенного тарифа. Это на самом деле достаточно высокая ступень интеграции (в мире мало примеров функционирующих таможенных союзов). Об этом в беседе с EADaily заявил доктором экономических наук, профессором Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана Александр Либман.


Вероятность «отката» или тем более формального распада ЕАЭС, как ему кажется, довольно низкая. «Однако дальнейший прогресс в области интеграции — прежде всего, в сфере нетарифных барьеров, а также повышения автономии Евразийской комиссии — мне также кажется маловероятным. Это на самом деле очень важно, поскольку именно от, например, способности стран членов снизить уровнь нетарифных барьеров зависит способность ЕАЭС содействовать экономическому росту в долгосрочной перспективе», - сказал он.


Как он заметил санкции Запада, безусловно, оказывают негативное влияние на интеграцию в ЕАЭС, ибо все страны-участницы евразийской интеграции имеют довольно тесные экономические контакты с Западом.

Во-первых, по его словам, они превращают Россию в источник «шоков» для других стран — всегда существует риск, что новое обострение санкционной войны скажется на российской экономике и, как следствие, пострадают и другие страны ЕАЭС. «Это снижает их готовность к дальнейшему развитию интеграции. Во-вторых, реакция России на санкции — усиление протекционизма, «контрсанкции», — сами по себе являются угрозой для интеграции, усиливая противоречия между странами. В то же время на текущем уровне санкции явственно не угрожают стабильности и существованию ЕАЭС — но являются еще одним фактором, сдерживающим дальнейший прогресс интеграции», - подчеркнул он.

Между тем на его взгляд, «историй успеха» также пока немного в проекте ЕС «Восточное партенство». «Безвизовый режим (он был предоставлен Грузии, Украине и Малдове), безусловно, привлекателен для стран «Восточного партнерства», но гораздо важнее способность ЕС содействовать реформам и развитию в этих странах. А она пока остается ограниченной по двум причинам», - сказал он.

«Во-первых, предлагаемые ЕС стимулы недостаточны, чтобы преодолеть существующие в странах региона «блокады реформ». Это давняя проблема — может ли «внешний игрок» преодолеть внутренние проблемы для экономического и политического развития, тем более, если они являются столь глубокими в странах «Восточного партнерства».


Во-вторых (и это особенно опасная новая тенденция), кризис в отношениях с Россией заставляет ЕС порой «закрывать глаза» на недостаточный прогресс стран «Восточного партнерства» в области реформ — логика поиска «потенциальных союзников» становится важнее логики содействия реформам. А в итоге для элит Восточной Европы открываются новые возможности для «балансирования» между Россией и ЕС без проведения необходимых реформ — насколько я могу судить, Белоруссия сейчас особенно активно пользуется этими возможностями», - заключил он.

Землетрясение магнитудой в 3,1 зафиксировано на армяно-турецкой границе
Следующая новость next

Регион

Все новости